Золотая педагогика

Предпосылки формирования письменной речи

Страница 2

Вторая предпосылка — формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знания и ощущения схемы тела, формирование понятий пространственного ориентирования

Третьей предпосылкой служит сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий, т.е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и дыр.

Четвертая предпосылка — формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракцией.

Пятой предпосылкой является сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.

Обязательное участие в формировании письма всех описанных предпосылок, а также и всех звеньев структуры письма и в дальнейшем в осуществлении этого процесса особенно четко прослеживается при его патологии.

Таким образом, письмо нельзя отнести либо только к речи, либо к процессам зрительного восприятия и моторики. Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие ( А.Р.Лурия, Ж.И. Шиф, О.И. Кауфман), слуховой анализ (Р.Е.Левина, Р.М.Боскис),тонкую моторику руки, предметные действия и др. поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается, как целостная система, целостный психический процесс.

Письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон коры левого полушария. При поражении той или иной области нарушаются соответствующее компоненты процесса, выпадает определённое звено, соответствующие локализации поражения, без которого невозможно полноценное осуществление процессом письма. Этот факт говорит о необходимости сохранения или своевременного формирования всех этих областей мозга для владения письмом. Необходима сохранность как общей организации совместной деятельности этих зон, так и каждой из них. Поражение какого-либо участка головного мозга приводит к специфическим симптомам нарушения речевой деятельности, что приводит к появлению разных форм нарушений письма.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Образ оратора и речевой стиль
Всегда ли мы знаем свои речевые особенности, можем объективно их анализировать и оценивать? Чтобы получить возможность для изучения своих индивидуальных речевых особенностей, рассмотрим некоторые обобщенные типы ораторов. Остановимся сначала на типе оратора, т.е. на том противнике, который «сидит в ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru