Золотая педагогика

Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма

Страница 1

Для обозначения нарушений письма в основном используются термины: дисграфия, дизорфография, аграфия, эволюционная или ложная дисграфия.

В рамках данной работы рассматриваются парциальные нарушения письма – дисграфия. Дисграфия — от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу. Рассматривается в качестве симптома при алалии, или при недоразвитии речи.

Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды диcграфий - явление нередкое. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма.

Симптоматика дисграфий проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры (пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, разрыв слов), нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дисграфия может сочетаться и неречевой симптоматикой: неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями. Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в её симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств ( приалалии, дизартрии, нарушениях речи, при умственной отсталости).

При целенаправленном коррекционно – логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфий сглаживается.

Анализ литературных данных о возникновении дисграфии позволяет установить целый ряд причин ( авторы по разному толкуют происхождение дисграфических ошибок) , возникших одновременно или последовательно.

По мнению А.Н. Корнева ( ), трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям. А.Н. Корневым отмечается, что в подавляющем большинстве случаев в анамнезе детей с нарушениями письма встречаются экзогенные вредности. Именно они чаще всего приводят к поражению мозговых структур.

Взгляды А.Р Лурия , С.М. Блинкова, С.С. Ляпидевского, М.Е. Хватцева сходятся в том, что данное нарушение возникает при органических речевых расстройствах.

Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенность, когда передаётся качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи ( Б.Хальгрен, М. Руденеско и др.)

В основе замен и смешений букв при письме Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, А.Н. Корнев видят недостаточную сформированность фонематического слуха (либо первичную, либо вторичную), И.Н. Садовникова – неправильное обозначение звука буквой.

Причину вставок лишних букв И.Н. Садовникова видит в появлении призвука при медленном проговаривании слова в ходе письма. Другие авторы объясняют их несформированностью фонематического слуха и восприятия.

Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения, объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов (Р.Е. Левина), но и состоянием интеллектуальных способностей и предпосылок интеллекта: произвольной концентрации и переключения внимания, динамического праксиса (А.Н. Корнев).

Аграмматизмы, выражающиеся в нарушениях согласования и управления, объясняются большей частью авторов одинаково: бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.

Оптические ошибки при письме Р.И. Лалаева объясняет недифференцированностью представлений о сходных формах недоразвития оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза. И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев выделяют из группы оптических ошибок смешения букв по кинетическому сходству, объясняя их несформированностью кинестетической и динамической стороны авигательного акта, медленным формированием кинемы.

Исследования последних десятилетий доказывают, что нередко одной из причин нарушений являются трудности становления процесса латерализации. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга. В случаях задержки процесса латерализации и при различных формах "конфликта доминирования" затруднён корковый контроль за многими видами деятельности. Н.Гражон, Ж. Ажуриагерра выражают мнение, что решающую роль играет не само состояние латералиты, а связанная с нею несформирмированность пространственных представлений и ориентировок.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Применение методов стимулирования в учебном процессе младших школьников в системе дополнительного образования
На формирующем этапе помимо методов стимулирования, использовались стимулирующие методы обучения: проблемно-поисковый метод, т.к. процесс самостоятельной работы воодушевляет учеников; метод «ситуации успеха», без переживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие успехи. В этот период ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru