Золотая педагогика

Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма

Страница 2

Одной из причин по данным исследования Института Клапереда, в основе отказа от обучения лежит отрицательная связь " Мать – ребёнок" при которой насильное кормлении вызывает сопротивление, что в будущем дети отвергают учителя и знания, как насильно даваемую пищу.

Все исследователи отмечают, что учащиеся с нарушением письма допускают большое число ошибок на правила правописания.

Классифицируя специфические ошибки письма некоторые авторы выделяют 3 группы данных ошибок:

o ошибки на уровне буквы и слога;

Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок.

1. Первый тип выделяемый внутри данной группы — ошибки, отражающие трудности формирования фонематического (звукового) анализа: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.

2. Ошибки фонематического восприятия — это второй тип ошибок на уровне слова и буквы. В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

3. Смешение букв по кинетическому сходству — третья разновидность ошибок. Эта группа была особо выделена у Садовниковой И.Н. наряду с группой оптически сходных букв славянской графики (их сходство особенно усиливается в условиях скорописи).К группе букв рукописного шрифта , имеющих оптическое сходство, относятся замены: с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д. Смешения в письме букв по кинетическому сходству- о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, х-ж, н-ю, иш, л-я, а-д.

o ошибки на уровне слова;

Если в устной речи слова в синтагме произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушение индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.

o ошибки на уровне предложения ( словосочетания);

Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления.

Классификация дисграфий

Существующие в настоящее время варианты классификации ошибок при письме отражают взгляды исследователей на вероятные механизмы их возникновения. По мнению некоторых исследователей любая классификация лишь тогда подтверждает свою жизнеспособность, когда она становиться рабочим инструментом специалиста.

О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. Но современное изучение письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных, поэтому выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время является недостаточно обоснованной.

Выделенные М.Е.Хватцевым виды дисграфий также неудовлетворяют сегодняшнее представление о нарушениях письма: 1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. 2. Дисграфия на почве расстройств устной речи. 3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. 4. Оптическая дисграфия. 5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии.

По мнению некоторых исследователей более убедительной на сегодняшний день является классификация французской исследовательницы С. Борель-Мэзонни: 1. Дислексия, связанная с нарушением устной речи. 2. Дислексия, вызванная трудностями пространственной ориентировки. 3. Смешанная форма. 4. Случаи ложной дислексии. Данные нашего подтверждают эту классификацию применительно к дисграфии.

Наиболее распространенной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (эта классификация и будет рассмотрена далее). Эта классификация была разработаны кафедрой логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцина. Выделяются следующие виды дисграфий :

1) артикуляторно-акустическая;

2) на основе нарушений фонемного распознавания;

3) на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

4) аграмматическая;

5) оптическая дисграфия.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем) По традиционной терминологии — это акустическая дисграфия. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически звуки . При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является нормальным. О механизмах этого вида дисграфии не существует единого мнения. Это обусловлено сложностью процесса фонемного распознавания.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Экспериментальная работа по выявлению представлений
Работа по выявлению эффективности применения методов ознакомления дошкольников с цифрами проводилась в старшей группе детского сада «Дошкольник» г.Караганды. В ней принимали участие 20 детей. В группе использовали традиционные занятия, развивающее обучение, игровые, исследовательские программы. В х ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru