Золотая педагогика

Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма

Страница 4

Все буквы русского алфавита как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов ("палочки", "крючочки", овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки. Одинаковость составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, например:

г, п, т, р; и, ш, ц, щ; д, в, з, у,б

Приведенные здесь сходные по начертанию буквы отличаются друг от друга в основном по таким признакам:

- по количеству совершенно одинаковых элементов (и-ш, ц-ш п-т)

- по различному расположению элементов в пространстве по принципу: вверху-внизу, слева-справа в-д, З-Е;

- по наличию дополнительных элементов (ш-щ, и-й, и-ц);

- по величине отдельных элементов (п-р).

Если ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения начертаний букв и как следствие этого — к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.

В соответствии с теми признаками, по которым различаются сходные по начертанию буквы, неточность в их изображении может выражаться в следующем:

1. В недописывании элементов букв, что связано с недоучетом их количества (И. вместо Ш, Ш, вместо Щ, Л вместо М, Ж вместо Х, и вместо у).

2. В добавлении лишних элементов: (ш вместо и, четыре палочки у Щ, или Ш и т. п.).

3. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможным видоизменением самих элементов (в вместо д, б вместо д), включая сюда и зеркальное изображение букв (С, )

4. В написании вместо нужного элемента буквы сходного с ним, в результате чего, например, буква Н, может быть заменена на К, Ч на Г, буква з на у, п — на р и т. п.

Приведенные здесь примеры неточности в изображении букв в одних случаях приводят к полным буквенным заменам на письме (ребенок вместо одной буквы пишет другую, "похожую" на нее), в других — к неправильному написанию букв, к искажению их начертаний. Последнее чаще всего относится к случаям "зеркального" написания.

Виды оптической дисграфии:

При литеральной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятоя правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптическом дисграфии относят и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

Таким образом, обобщая все сказанное, письмо нельзя отнести только к речи либо к процессам зрительного восприятия и моторики. Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности — внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др. Формирование и протекание письма и письменной речи невозможно без наличия межанализаторных связей и совместной работой всех уровней организации письма, которые выступают в зависимости от задачи меняют свою иерархию. Знание о структуре письма и о его психофизиологической основе необходимо для более четкого представления структурного нарушения письма, т.е. в каком звене произошло нарушение и на каком уровне его организации, и дефекты каких психофизиологических механизмов лежат в основе того или иного вида нарушений. Эти знания необходимы для четкого представления о стратегии и тактики восстановления письма.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Формирование двигательных умений и навыков
Известно, что многообразная двигательная деятельность человека, какой бы сложной она не была, осуществляется в форме последовательно выполняемых конкретных двигательных действий. Само двигательное действие представляет собой способ решения двигательной задачи. Одно и то же двигательное действие мож ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru