Золотая педагогика

Роль оптических представлений в формирование письменной речи

Страница 1

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут явиться результатом действия различных вредоносных факторов в пренатальный и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.

Одной из наиболее распространённых причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребёнок по мнению Л.С. Цветковой, наследует естественную незрелость клеток теменно – весочно - затылочных и премоторно - лобных отделов коры головного мозга.

Концептуальный подход к проблемам оптической дисграфии существенно изменился в последнее время, в связи с исследованиями о принципах переработки информации полушариями мозга ( А.Г.Зальцман, Я.А. Меерсон, 1990). На сегодняшний день по мнению ряда специалистов необходимо учитывать функциональные ассиметрии учащихся в образовательном процессе и индевидуальные особенности должны находить отражение в методике обучения, так как трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексии и дисграфии. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.

Н. Коснев (1999), Р. Лалаева (,1999), И.Н. Садовникова и другие среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительной памяти.

Очень важно, что нейропсихологический анализ состояния высших психических функций ребенка позволяет не только определить механизм имеющейся дисграфии, но и прогнозировать возможные варианты будущих трудностей письма.

Таблица №1. Предпосылки нарушений письма.

Состоянии высших психических функций

Симптоматика трудностей

Недостаточность развития или несформированность анализа пространственных отношений

• плохо ориентируется в пространстве листа тетради; • "зеркальное" письмо, невозможность узнать в перевёрнутом виде; • сращивание и расщепление слов на письме (слитное написание с предлогами и союзами, раздельное с приставками); • замена букв по пространственному сходству (н - п, и – п); • высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используют надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки; • расположение букв при списывание в обратной последовательности, копия располагается слева от образца; • расположение материала на странице снизу вверх; • неразличение на письме сходных по начертанию букв; • ошибки на определение звука в слове, позиции звука.

Недостаточность развития зрительного анализа и синтеза

• количественные ошибки (преуменьшение, преувеличение букв); • затруднения при усвоение правильного начертания букв, затруднение при написание округлых деталей; • замена букв по пространственному сходству; • неразличение на письме сходных по начертанию букв; • перестановка букв и слогов в словах ("звял" вместо "взял"); • "зеркальное" письмо, невозможность узнать в перевёрнутом виде; • сложности при переводе печатной графики в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв); • неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений; • с ошибками списывает с доски; • сращивание и расщепление слов (виситнастене, при летели)

Недостаточность концентрации внимания

• не умеет находить ошибки в собственной работе

Несформированность или отсутствие прочной связи между зрительно – двигательными координациями

• "зеркальное" письмо, невозможность узнать в перевёрнутом виде; • искажение почерка ( нестабильность графических форм); • тремор при письме; • очень медленный темп письма; • неряшливое письмо, неумение правильно надавливать на ручку или карандаш; • высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используют надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки; • затруднение при правильном начертание букв.

Недоразвитие кратковременной зрительной памяти

• с ошибками списывает с доски; • отсутствует орфографическая зоркость ( не умет найти орфограммы)

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru