Золотая педагогика

Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Страница 2

Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.

I уровень — полное или частичное отсутствие общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя "лепетные" слова, неполные, "лепетные" предложения, подкрепляя высказывания жестами и мимикой.

Речевые средства обучения крайне ограничены. Ограниченность словаря сочетается с недостаточным уровнем понимания речи, для детей представляет трудность выполнение заданий, связанных с пониманием категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Например, на предложение воспитателя дать ему кубик, а на стол положить кубики, ребенок дает воспитателю кубики и несколько кубиков кладет на стол. Или: на доске выставлены картинки с изображением одной и нескольких птиц, рыб, одного или нескольких животных. Ребенок должен показать, про кого можно сказать летит — летят, плывет — плывут и т.д. В то же время задания, связанные с хорошо знакомой, привычной ситуацией, дети выполняют правильно: просьба, например, налить воду в стакан, не вызывает затруднения.

Анализируя самостоятельную речь таких детей, можно выделить следующие закономерности:

1.Использование одних и тех же "лепетных" слов для обозначения нескольких предметов и явлений (биби — машина, велосипед, самолет; пароход плывет и т.д.).

2.Замена названий предметов названиями действий — и на оборот (тиди (сиди) — стул, табуретка, кресло; сет (шьет) — игла)

3.Общеупотребительные слова ребенок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний: ( ко кошка; бака — собака; итя — мишка и т.д. Татик тя — у мальчика мяч. Атятъ ука — карандаш в руке. Тиле биби — зеленая машина.)

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер" обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

II уровень речевого развития характеризуется тем, что у ребенка появляются в самостоятельных высказываниях уже простые распространенные предложения из 2—3—4 слов. Отмечается употребление наиболее частотных грамматических конструкций, расширяется словарный запас, в основном за счет предметной и глагольной обиходной лексики. Расширяются возможности воспроизведения слов не только двух-, но и трех-четырехсложных. Например: Сек а улити. Сива-вик. Де лепи сек. Дели гэзи. Нось макова. Мета. (Снег на улице. Снеговик. Дети лепят снег. Сделали глаза. Нос — морковка. Метла.)Или: Мятик игаит. Мятик а толь. Се пали. (Играет в мячик. Мячик на стол. Все упало.)

Анализ подобных детских высказываний позволяет выделить основные пробелы в формировании всех языковых компонентов, которые дают право говорить о выраженном недоразвитии речи у данной категории детей в том числе:

1) ограниченность пассивного словарного запаса, незнание названий многих профессий и их атрибутов, не только оттенков, но и некоторых основных цветов (желтый, коричневый, зеленый и т.д.), глаголов с различными оттенками значений (подъехал, переехал, выехал), предметного и глагольного словаря, связанного с животным и растительным миром и т.д.; 2) наличие аграмматизма (неправильное употребление грамматических конструкций), пропуск предлогов (пат ковати — спать на кровати; игаю куки — играю с куклой), отсутствие согласования прилагательных, с существительными (ет па-ти — пять пальцев; гая катя, гая, тети — горячая каша, горячая котлета); смешение падежных форм (исую кадас — рисую карандашом);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво р ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru