Золотая педагогика

Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Страница 3

3) грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов (гаю — играю; лека — елка; батик — бантик; мого — много);

4) недостаточность фонетической стороны речи подтверждается наличием большого количества несформированных звуков (наблюдается наличие 6 видов нарушений звукопроизноше- ния: дефекты озвончения, смягчения, сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм и дефекты нёбных звуков).

5) недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

При III уровне речевого развития дети пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложно-сочиненные и сложно-подчиненные конструкции. Лексика таких детей включает все части речи.

Появляются первые навыки словообразования: (кукойка куколка; стоик — столик; налил — вылил', пришел — ушел и т.д.). Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Однако, несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, четко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи, в т.ч.:

1) лексические замены (плащ — пальто; халат — пижама; катушка — нитки; душ. — мыться; узкий — маленький; дно —чайник; ствол — дерево; конура — собачка живет тут и т.д.);

2) трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: клюный -клюквенный (с продуктами питания), глинявый — глиняный (с различными материалами), сосный, березкин (с растениями); в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий (приехал — ехал, подписал — писал, вырезал — резал и т.д.);

3) аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных — с существительными: мама снимает чайник плиты (с плиты); домик лисички (для лисички); рисую красным карандашом и красным ручном; пять ручкам, кроватям, медведих и т.д.;

4) недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замене и искажении звуков: Деитки игают песок. Дети куйки. Есе апатки . (Девочки играют в песок. Делают курочек. Еще лопатки .) Коськи мякают (мяукают). Собаки гакают (лают). Корова мукает (мычит). Вовощи (овощи).

- Кто стрижет волосы? — Тето в пимахеске. (Тетя в парикмахерской.)

- Девочка а улицу собираца гулять. (Девочка на улицу собирает ся гулять.)

Следующие ниже состояния охарактеризованы Т.Б.Филичевой (200) и отнесены к IV уровню развития.

Незначительные нарушения компонентов языковой системы проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий. Отмечается недостаточная дифференциация звуков (тъ-ц-с-съ-щ). Характерное своеобразие нарушения слоговой структуры проявляется в том, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. И как следствие — искажение звуконаполняемости в разных вариантах (потрной — портной, качиха — ткачиха и т.д.).

Недостаточные внятность, выразительность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление общей ее "смазанности". Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительных со значениями единичности предмета (горошка — горошина), субъекта-деятеля, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных (скворчик — скворушка), а также прилагательных, характеризующих эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хва-стовый — хвастливый). Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов: книжник — книголюб, пчельник — пчеловод).

Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными (пропуски и замены союзов, инверсия). Они испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что также обуславливает своеобразие их связной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Особенности проявления и развития мышления в старшем дошкольном возрасте
Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей. Анализируя процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы (Н.Н. Поддьяков, З.А. Зак и др.) сходятся во мнении, что, исходя из спец ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru