Золотая педагогика

Методика исследования

Страница 1

Для проведения организации коррекционно - профилактической работы по преодолению речевых нарушений и предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР необходимо провести специализированное логопедическое обследование. При обследование был использован метод нейропсихологического анализа (А.Р.Лурия). Этот метод позволяет, во-первых, доступными исследовательскими средствами выявлять некоторые психофизиологические особенности (факторы), лежащие в основе тех или других проявлений, во-вторых, вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих, определять наиболее оптимальные (адекватные психофизиологической структуре дефекта) пути индивидуализированного подхода в процессе их фронтального коррекционного обучения.

Методика и приёмы проведения обследования направлены на изучение состояния устной речи: звукопроизношения, состояния фонематического слуха, состояния грамматических систем.

Так как при обучении письму немало важным является определение профиля латеральной организации то для того , чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнения, возникающих при переходе к систематическому обучению, необходимо определить ведущую руку. Лучше всего провести эту работу до начала школьного обучения, так как обычно доминирующая рука окончательно определяется в течение первых 5 лет жизни ребёнка. Именно в это время он учится правильно держать ручку, карандаш и желательно, чтобы он учился это делать именно ведущей рукой. До возраста 4 – 5 лет с определением ведущей руки торопиться не следует, так как ребёнок может поменять её несколько раз (хотя некоторые учёные считают, что определить ведущую руку можно уже в первые недели жизни ребёнка). Несмотря на то, что вопросы латеральности достаточно сложны и недостаточно изучены известно, что существует 4 формы латеральности. При четкой латерализации выявляется предпочтение и использование одной стороны в работе парных сенсо - моторных органов единообразно: при правосторонней латералите – правых рецепторов, при левосторонней латералите – левых рецепторов. У детей с левосторонней латерализацией необходимо учитывать следующие функциональные особенности развития: недостатки развития тонких координированных движений пальцев рук, дефицит зрительно – моторной интеграции, недостаток развития зрительно – пространственного восприятия. Перекрестная (или порочная) латерализация обнаруживает себя в случаях, когда у ребёнка, например, при ведущей правой руке ведущим является левый глаз. Если обследование не выявляет предпочтение в работе парных сенсо – моторных органов, то можно говорить о задержке или трудности в процессе формирования латерализации, то такую латерализацию называют несформированной. Несформированная в срок, а так же перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, не определилась ведущая рука, что приводит к нарушению анализа в пространстве, в результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений в симметричных сторонах пространства, не могут окончательно усвоить пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными является пространственное восприятие, ориентировка и представления.

Для определения наиболее уязвимых компонентов и выявления основных трудностей, вызывающих предпосылки оптической дисграфии детей необходимо выявить состояние когнитивных функций: зрительный гнозис, зрительно-моторные координации, пространственные представления и восприятие, зрительную память, внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Высшее образование
В США не существует четкого определения самого понятия «высшее учебное заведение». В принципе любое учебное за ведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые «послесредние учебные заведения» (postsecondary school), могут с равной степенью вероятности наз ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru