Золотая педагогика

Методика исследования

Страница 2

Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи.

1. Фамилия, имя ребёнка.

2. Дата рождения.

3. Из какого детского сада прибыл.

4. Домашний адрес.

5. Жалобы родителей.

6. Общий анамнез:

- наличие речевых, нервно – психических и хронических заболеваний у родственников;

- характер беременности;

- течение родов;

- ранее речевое развитие;

- ранее психомоторное развитие;

- заболевания, перенесённые до 3 лет;

7. Состояние слуха, зрения, интеллекта ребёнка.

8. Состояние артикуляционного аппарата.

9. Состояние моторной сферы.

10. Состояние латерализации.

11. Общая характеристика речи:

- состояние слуховой дифференциации групп звуков;

- состояние звукопроизношения;

- состояние фонематического анализа и синтеза слов;

- словарный запас (количественная и качественная характеристика);

- состояние грамматических систем

- состояние связной речи ребенка.

12. Состояние дыхательной и голосовой функции.

13. Особенности динамической стороны речи.

14. Состояние неречевых психических функций:

- зрительный гнозис;

- зрительное восприятие:

∙ пространственные представления и восприятие;

∙ зрительно – моторные координации;

- зрительная память;

- внимание.

15. Логопедическое заключение.

В ходе логопедического обследования на каждого ребёнка составляется речевая карта, в которой указываются все полученные сведения в определённой последовательности. В течение 2 лет обучения в данной речевой карте указывается динамика развития и прохождение курса лечения, направленного на устранение основного неврологического заболевания.

Использование результатов обследования обследования позволяет дифференцировать коррекционно – профилактическую работу, что повышает её эффективность.

Для более удобного использования данных о состояние речевого развития ребёнка нами была составлена сводная таблица №3.

Для обследования состояния артикуляционного аппарата и состояния моторной сферы использовалась методика составленная Н.М Трубниковой "Логопедическое обследование дошкольников, младших школьников, детей, страдающих олигофренией и детским церебральным параличом".

Система выставления результатов обследования.

Традиционное логопедическое обследование позволяет не только выявить наличие трудностей в речевом развитии, но и указывает на то, что трудности в выполнение ребёнком старшего дошкольного возраста хотя бы некоторых из приведённых заданий свидетельствует о наличии у него предпосылок к какому - либо виду дисграфии. Общие данные обследования подставляются в специальную таблицу /см. табл. № 4 / (Приложение №1).

Условные обозначения для заполнения таблиц:

■ – наличие трудностей (предпосылок дисграфии)

□ – отсутствие трудностей (предпосылок дисграфии)

Для обследования состояния процесса латерализации необходимо оценить межполушарную ассиметрию по предпочтению ведущей руки, глаза, уха, ноги. Для определения ведущей руки нами был использован тест М.Озьяс.

Тест М. Озьяс (определение ведущей руки).

При проведении обследования детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, в иных случаях можно применить сокращенный вариант.

Задания (полный набор).

1.Завинтить крышки на бутылках.

2.Зажечь спички.

3.Разрезать бумагу ножницами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Экспонаты декоративно-прикладного искусства как форма приобщения учащихся к традиционной культуре
Формированию художественной культуры школьников активно помогает умелое использование на уроках изобразительного искусства экспозиционного материала из коллекций фондов дагестанских музеев. Во время посещения музеев учителю совместно с музейными педагогами необходимо предварительно определить подли ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru