Золотая педагогика

Профилактическая работа по предупреждению оптических нарушений у дошкольников

Страница 1

Занятия с экспериментальной группой проводилось с учетом психолого-педагогического исследования и специально подобранных методов и приемов профилактической работы, направленной на устранение специфических ошибок письма, вызванных недоразвитием зрительного восприятия, памяти, гнозиса, внимания.

Решающее значение в формировании чтения и письма у данного контингента детей играет проведение специального комплекса логопедических занятий и медикаментозной терапии, направленных на устранение первичного дефекта – ОНР, возрастной несформированности ВПФ преимущественно органического генеза. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур.

Медикаментозная терапия включает: ноотропные препараты, седативные препараты, нейролептики, антидепрессанты, витамины.

Дополнительные лечебные мероприятия: физеотерапия, ЛФК, массаж.

Для устранения и предупреждения предпосылок оптической дисграфии так же необходима единая система коррекционного воздействия. В связи с этим нами был разработан план профилактической работ. Коррекционно-профилактическая работа проводится логопедом и воспитателем логопедической группы с привлечением в педагогический процесс родителей детей с нарушениями речи.

Данный перспективный план разработан на основе программ Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной "Программа обучения и воспитание детей с ОНР в логопедическом детском саду", М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в детском саду", а также на основе пособий Т.А. Павловой "Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников", Л.Г. Милостивенко "Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей", Л.Г. Парамоновой "Предупреждение и устранение дисграфии у детей" и др.

В плане отражены те направления, по которым строится профилактическая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии, а именно:

- расширение "поля зрения "ребёнка;

- формирование зрительного гнозиса ( в том числе и буквенного, для развития зрительного образа буквы);

- развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания;

- развитие зрительно –моторной координации;

- совершенствование пространственно-временных ориентировок;

- развитие мелкой моторики;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв;

- развитие процесса самоконтроля.

Данные направления осуществляются паралельно с развитием всех компонентов устной речи ( в соответствии с программой обучения), они включаются в логопедические и другие занятия по программе детского сада, в различные режимные моменты ( физ. паузы, игровую деятельность, прогулку и др.)

В перспективный план включены разнообразные виды упражнений и заданий на развитие выше перечисленных направлений. Данный план позволяет воплотить индивидуальный подход к решению конкретной проблемы ученика.

Своевременная профилактическая работа помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями, скорректировать и предупредить предпосылки оптических нарушений.

Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.

Подготовительный период.

1. Формирование зрительного гнозиса ( восприятие и узнавание на материале цвета, формы и геометрических фигур)

Развитие зрительного восприятия, лежащего в основе пространственного ориентирования, является одним из направлений коррекционной работы по устранению предпосылок оптической дисграфии. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие у детей данного психического процесса и ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования и задерживает переход на следующий возрастной этап.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности социализации детей сирот
Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказываю только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье и опосредов ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru