Золотая педагогика

Этнический стереотип и педагогическая работа с ним

Образование » Применение этнических стереотипов на уроках физической культуры » Этнический стереотип и педагогическая работа с ним

Страница 1

Этнический стереотип - исторически сложившиеся правила поведения и оценки того или иного этноса. В рамках теории этногенеза Л.Н. Гумилева стереотип имеет принципиально другую трактовку. Стереотип поведения - система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого этнического коллектива. Стереотип поведения складывается в процессе адаптации этнической системы к окружающей ее среде (мечурин). Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов:

- специфическими особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и общественном сознании, выработанными в ходе общественно-исторического развития;

- социально-политическими и экономическими условиями развития этнической группы и особенностями взаимодействия между ними;

- длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.

Этнические стереотипы могут быть двух видов - автостереотипы (описание собственного этноса) и гетеростереотипы (описание другого, не своего, этноса). Тем не менее, все подходы к пониманию этнического стереотипа, сводятся к перенесению свойств, приписываемых этносу, каждому отдельному его представителю. Данный подход не соответствует гуманистической педагогической парадигме (кашкин).

Этнические стереотипы - это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего рассматривались негативные стереотипы в отношении подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.

В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. Многие стереотипы имеют объективные основания, раскрывая особенности развития этноса на определенном этапе его исторического развития. К примеру, в отношении представителей экваториальной (негроидной) расы существует представление об их особой выносливости и скорости, которые проявляются в легкой атлетике. Доказательством тому являются призовые места на Олимпийских играх и соревнованиях различного уровня, многие из них ставили мировые рекорды, непобитые по сей день. В основе их побед лежит система естественного отбора, отразившаяся на особенностях анатомического строения тела. Длительное время народы Африки жили в условиях присваивающего хозяйства, прежде всего охоты. Как следствие - происходил отбор по качествам необходимым для данного вида хозяйственной деятельности, прежде всего выносливости, скорости и ловкости. Именно по этой причине африканцы становятся отличными бегунами. С другой стороны, проживая в условиях сухого, солнечного и жаркого климата они не показывают высоких результатов в зимних видах спорта. В рамках учебно-воспитательной работы в школе субъекты образовательного процесса постоянно сталкиваются с явлением стереотипа на национальной основе. Выявляя стереотипы в своей работе, учитель может использовать его для расширения предметной и общей эрудиции учащегося. Так, эффективными педагогическими приемами развития познавательных способностей учащихся является применение различных игровых и частично-поисковых (эвристические) методов обучения.

Этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Задачи по работе с этническими стереотипами теоретически должна решать специальная педагогическая дисциплина – этнопедагогика (волков).

Явление этнического стереотипа необходимо применять в воспитательной работе. В качестве основной цели такой работы следует поставить принцип закрепления положительных представлений и разрушение негативных стереотипов в сознании субъектов образовательного процесса. Так представления, соответствующие мировым гуманистическим ценностям необходимо закреплять – например, кавказское уважение к старшим, признание старшего авторитетом. С другой стороны, стереотип о необходимости кровной мести, сохранившийся в ментальности ряда народов Кавказа необходимо искоренять. При педагогической работе с этническим стереотипом, необходимо учитывать, что при этнической идентификации, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В конечном счете, это может отразиться на поведении подростков в школьном коллективе у таких подростков могут формироваться такие личностные качества как скрытность, замкнутость, подавленность это может привести к непониманию со стороны сверстников даже агрессивному поведению по отношению к такому подростку. Внутренний дискомфорт порождает в таком подростке подавленную агрессию, которая может выплеснуться в любой момент. Все это может накладываться на этнокультурные различия подростков и стереотипность представлений о культуре других народов. Для подросткового возраста характерно стремление к самоутверждению, к самоидентификации, что может выражаться в пренебрежительном отношении к другим людям. В этом возрасте формируются четкие представления по принципу «свой» - «чужой». Ксенофобия – это нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному. Часто в основе ксенофобных представлений лежит негативный этнический стереотип (красько).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Интерпретация пьесы – сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства
Весенняя сказка Островского «Снегурочка» впервые была опубликована в журнале «Вестник Европы», № 9 за 1873 г. Она вызвала в литературных кругах противоречивые мнения. «Редактор журнала «Вестник Европы» М. Стасюлевич, писатели И.А.Гончаров, И.С. Тургенев и др. были пленены красотой и легкостью языка ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru