Золотая педагогика

Теоретические основы и основные проблемы работы с этническим стереотипом на занятиях физической культурой

Образование » Применение этнических стереотипов на уроках физической культуры » Теоретические основы и основные проблемы работы с этническим стереотипом на занятиях физической культурой

Страница 1

Концепция компетентностного подхода в образовании направлена на формирование человека, который сможет на личностной ценностно-мировоззренческой основе адаптироваться к жизненным ситуациям. Здесь большое значение придается компетенциям социального бытия и взаимодействия человека в социуме, особенно остро необходимым подростку в условиях быстро меняющегося агрессивного, поликультурного мира для адаптации, успешного и комфортного сосуществования с окружением. Негативный этностереотип выступает как препятствие к формированию здоровых межнациональных отношений.

Можно выделить следующие ключевые социальные компетентности, формирующиеся в процессе педагогической работы с этническим стереотипом (амоношвилли):

компетентность социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями на основе сотрудничества, уважения и принятия другого (национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность как способ адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;

компетентность общения на основе диалога, знания, уважения и соблюдения традиций, этикета как способность адекватного ситуации взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии.

Такой подход в воспитании требует интеграции учебного и воспитательного процессов, так как формирование компетентностей требует знаний и моделирования определенных жизненных ситуаций, которые будут стимулировать:

научиться решать общие для различных видов деятельности проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей, среди которых важное место занимают проблемы продуктивного общения – коммуникативные;

адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и быть готовым активно влиять на эти условия для достижения как личного прогресса, так и общественного успеха.

В настоящее время педагогическая практика, решая задачи применения этнического стереотипа в практической деятельности, испытывает следующие затруднения:

дефицит дидактических разработок с включением базовых ценностей толерантности в образовательные программы, в том числе и с использованием этнического стереотипа;

недостаточное внимание к использованию уникальных возможностей физической подготовки для педагогической работы с этническим стереотипом в поликультурном обществе;

дефицит методических разработок и опыта в повседневной практике деятельности по налаживанию межличностного толерантного взаимодействия школьников с применением этнического стереотипа;

отсутствие зачастую системности на занятиях деятельности подростков в контексте толерантного воспитания личности;

отсутствие системного мониторинга явления этнического стереотипа среди подростков;

дефицит апробированных методов измерения толерантности и самоактуализации подростков;

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. На каждом этапе развития человека существовали свои уровни формирования физической культуры как части общей культуры человека. Расширенная концепция историзма предполагает, в частности, наряду с краткой исторической справкой об истории самого события физической культуры давать краткую социокультурную панораму эпохи, в контексте которой произошло то или иное событие (например, появился футбол), включая историческую обстановку эпохи, уровень развития культуры и различных областей знания, анализируя взаимовлияние и взаимообусловленность развития науки, культуры (в частности, физической) и общества. Целесообразен и историко-ретроспективный анализ эволюции идей и принципов физической культуры, исторические экскурсы, позволяющие проследить «связь времен» (учебный предмет). Применение эвристических, проектных и частично-поисковых методов, связывающих физическую культуру с общественными дисциплинами, обогащают арсенал учителя в работе с этническими стереотипами.

Педагогическая работа со стереотипами на национальной почве в рамках физической культуры позволяет реализовать следующие метапредметные задачи:

В области познавательной культуры - понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

В области нравственной культуры - уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

В области эстетической культуры - восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения .

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Мастерство
Следующей ступенью профессионального роста классного руководителя является мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности классного руководителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная уме ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru