Золотая педагогика

Причины безнадзорности детей младшего подросткового возраста и направления ее профилактики

Образование » Теоретический анализ профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста » Причины безнадзорности детей младшего подросткового возраста и направления ее профилактики

Страница 1

Социальное сиротство является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. В разных странах специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, террором 20-х – 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, безнадзорность огромного количества детей и подростков.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации.

Резкое падение жизненного уровня населения вызвало такое явление, как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.

В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской беспризорности и безнадзорности определен следующим образом: "Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды".

Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения наиболее серьезных негативных социальных явлений, одним из которых и является детская безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы.

Речь идет об особенностях воспитания современного ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав. Это положение, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребенка» и нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание.

Процесс самоутверждения ребенка - основа его нормального развития. Однако низкая духовная культура поведения, поступков, мышления, несмотря на провозглашенное законом равноправие детей нередко приводит к сбоям, порождает обратный результат в виде вседозволенности, примитивного представления о свободе. Тем более что стремление подростка к независимости, самоутверждению - это, как утверждают специалисты, непреложный факт, неистребимая фундаментальная составляющая человеческой психики. Особенно психики подростка, для которой характерна так называемая реакция эмансипации, связанная с протестом против консервативных устоев, со стремлением к автономности, отделению от семьи и взрослых, избавлению от их опеки.

Как отмечают психологи, у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека - потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребенка на улицу, где он находит то, к чему стремится. Если к вышеизложенному добавить, что современный ребенок живет и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров, становится понятным, что причины роста детской беспризорности и безнадзорности кроются не только в социально-экономических проблемах государства, но и в нарушении сложившихся национальных традиций, устоев в области семейной морали.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

История создания поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др. К одному виду таких поэм относится и известная поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru