Золотая педагогика

Организация опытно-экспериментальной работы школьного методического объединения в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов

Образование » Организация опытно-экспериментальной работы школьного методического объединения в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 1

Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся - одна из сложных проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, показывает, что система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий школьников.

В период 2011-2013 у.г. членам школьного методического объединения учителей истории, обществознания и географии было предложено провести опытно-экспериментальную работу (далее по тексту - ОЭР) по определению форм и методов формирования УУД у обучающихся 6-9 классов. Среди особенностей школы, в которой проводилась ОЭР, следует отметить следующие: школа осуществляет реализацию образовательных программ по нескольким направлениям: традиционное, заочное (вечернее), инклюзивное, пенитенциарное; школа находится в спальном районе заводской зоны, в частном секторе; в 6-9 классах процент детей с высоким уровнем мотивации к обучению равен 0,04% (11чел. из 252), средний уровень демонстрируют 41% обучающихся (104чел.). Главными причинами сложившегося положения психологи называют: отсутствие или низкий уровень развития навыков и умений обучаться, а также низкий статус образования в системе семейных ценностей обучающихся школы. Поэтому задача обучения детей умению учиться (смысл УУД) становится приоритетной в деятельности педагогических работников школы.

ОЭР строилась в логике исследовательской работы. Первый этап - этап теоретического осмысления и планирования ОЭР (01.2012-03.2012), задачами которого являлись: изучение нормативной, научно-методической литературы и педагогического опыта по проблеме; разработка плана ОЭР, анализ состояния профессиональной подготовки учителя к исследовательской деятельности.

Для анализа готовности учителей был проведен ряд опросов и анкет с перечнями универсальных учебных действий (УУД) по блокам, представленным в Примерной программе образовательного учреждения и примерных программах по истории, географии, обществознания стандартов второго поколения. В итоге, каждый педагог смог провести самоанализ уровня подготовленности к созданию условий по формированию УУД у обучающихся (в рамках своего предмета).

Так же на основе анализа готовности учителей к ОЭР была скорректирована сама программа экспериментальной работы. Составлены индивидуальные планы исследовательской деятельности учителей с учетом мотивационной основы и возможностей каждого, проведен анализ состояния научно-методического сопровождения, разработаны средства диагностики для выявления уровня сформированности УУД у обучающихся 6-9 классов; организована подготовка кадров для проведения экспериментальной работы в виде теоретических и практических семинаров, успешно работала творческая лаборатория «УУД: Что я умею сам?»

Среди затруднений и сложностей на первом этапе следует выделить недостаточное научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности педагогов и учащихся школы по проблеме ФГОС; недостаточная заинтересованность учителей в инновационной деятельности по ряду объективных и субъективных причин.

Второй этап - технологический (внедренческий), был проведен с апреля 2012г. по апрель 2013г., для разработки и апробации педагогических условий формирования УУД у обучающихся на уроках истории, обществознания и географии. Задачи этапа: диагностика уровня сформированности УУД у обучающихся; определение наиболее проблемных блоков УУД по уровню сформированности; отбор педагогических приемов и методов для апробации формирования УУД у обучающихся; апробация комплексных педагогических условий для формирования УУД у обучающихся 6-9 классов; промежуточный анализ и корректировка результатов ОЭР.

В ходе данного этапа проведен входной контроль уровня сформированности УУД у обучающихся, составлены обобщенные матрицы результатов; проводится консультационная работа с учителями по мониторингу динамики развития УУД у обучающихся; разрабатываются необходимые средства обучения для формирования УУД у обучающихся; ведется совместная работа с педагогом-психологом по изучению уровня психологического комфорта на уроках в рамках ОЭР; апробируется система стимулирования учителей, занятых ОЭР; обобщается опыт.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Функции семьи в процессе формирования и развития личности
Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Все сказанное только о ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru