Золотая педагогика

Понимание отношения временной последовательности детьми дошкольного возраста

Образование » Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста » Понимание отношения временной последовательности детьми дошкольного возраста

Страница 1

Мы провели обследование детей дошкольного возраста с целью выявить возможности и особенности установления последовательности расположения предложенных звеньев, связанных различными отношениями порядка.

В эксперименте участвовали дети старшей группы ДОУ г. Читы (10 детей). Было проведено 4 серии эксперимента.

В первой серии детям предлагалось установить последовательность знакомых видов деятельности в режиме дня. Сначала рассказать, что они делают в детском саду утром, когда приходят, что потом. Затем разложить 7 картинок по порядку (картинки с изображением прихода детей в детский сад, зарядки, умывания, завтрака, одевания и прогулки).

Во второй серии выявлялась способность детей установить последовательность изменения человека по возрасту (разложить по порядку 2 набора картинок: малышка, школьница, женщина, старушка; младенец, дошкольник, школьник, мужчина и старик).

В третьей серии дети устанавливали последовательность преобразования объекта в процессе конструирования (как последовательно из листа бумаги изготовляется бумажная табуретка). На основе осознания логической связи между состояниями одного объекта дети раскладывали по порядку 5 деталей, которые получались в процессе изготовления табуретки.

В четвертой серии выявлялись возможности детей осознать причинно-следственные отношения, которыми связаны предложенные на картинках эпизоды рассказов, и, руководствуясь этими отношениями, установить порядок их следования.

Таким образом, дети устанавливали временную последовательность между звеньями, связанными разнообразными отношениями. Но во всех сериях экспериментов были обнаружены однотипные виды ошибок при нарушении детьми последовательности. Так, прежде всего, нарушался выбор точки отсчета. На первом месте располагалось то звено, которое сильнее всего эмоционально воздействовало на ребенка. Этот вид ошибок чаще всего приводил к нарушению последовательности всех остальных звеньев.

Следующий вид типичных нарушений — выделение одного звена. На первое или последнее место дети выносили какое-либо звено, а остальные звенья располагали в должном порядке. В данном случае или играла роль эмоциональная значимость для ребенка выделенного звена (например: «Бабушка главная, ее положу сначала»), или звено, не несущее для ребенка определенного содержания (например, чистый лист бумаги при установлении последовательности изготовления табуретки сначала оставлялся, а потом пристраивался в конце). Таким образом, мы пришли к выводу: при обучении детей устанавливать последовательность во времени надо использовать материал, в котором выделяемые звенья примерно равнозначны по содержанию и эмоциональному воздействию.

Пропуск звена — еще один вид нарушения последовательности. Дети пропускают звено, не включая его в систему расположения материала. Так, при установлении последовательности изготовления табуретки выпускали кубик, так как он отличался от других деталей объемностью.

Допускалась и группировка рядом стоящих звеньев. Сначала идет группировка малых групп в пары. При этом выделяются отношения «раньше — позже» (умываемся — завтракаем, одеваемся — гуляем) или отношения «старше — моложе» (бабушка — мама, дошкольник — школьник).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Организация обучения математике
с использованием квантового обучения Организация обучения математике с использованием технологий квантового обучения зависит от того, умеют ли учащиеся пользоваться этими технологиями или еще с ними не знакомы. Если учащиеся умеют пользоваться технологиями квантового обучения, то работа преподавате ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru