Золотая педагогика

Методика развития временного представления

Страница 4

При планировании деятельности на первых порах наблюдалась общая тенденция — наметить объем работы больший, чем возможно выполнить за 1 минуту. «Все столы успею накрыть для занятия за 1 минуту», «Все растения успею полить за 1 минуту»,— говорили дети, планируя объем своей работы. Одновременно делали практически одно и то же задание несколько детей, что позволяло при обсуждении итогов наглядно объяснить разницу. Например, одна девочка правильно из трех узоров выбрала тот, который можно успеть сложить за 1 минуту. Она отобрала раньше все нужные для узора фигуры и, составляя узор, все время следила за часами, поэтому и закончила его вовремя. Другая девочка тоже правильно выбрала узор, но долго искала нужные фигуры и медленно все делала, поэтому не успела сложить узор за 1 минуту.

Так, на восьми занятиях, соблюдая в последовательности все три этапа, мы знакомили детей с длительностью минутного интервала, учили измерять его с помощью песочных часов, оценивать длительность без часов и планировать объем работы на 1 минуту.

Фактор времени включали в деятельность детей не только на занятиях — минутные песочные часы использовались воспитателем и самими детьми и при других видах деятельности. Например, им предлагали после окончания занятия за 1 минуту привести в порядок свое рабочее место, при этом ставили песочные часы, и дети точно соблюдали время. Песочные часы постоянно стояли в раздевальной, дети сами проверяли, сколько вещей они успевали надеть за 1 минуту. Это значительно ускоряло процесс одевания на прогулку. Усвоив меру времени — 1 минута и научившись пользоваться песочными часами, дети начали измерять время и самостоятельно в своей разнообразной деятельности.

Ознакомление детей с длительностью 3- и 5-минутных интервалов проводилось нами по той же методике. Сначала демонстрировали интервал в 3 минуты как сумму отдельных минут, выясняли сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы и сколько кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется весь песок в 3-минутных песочных часах. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивали ее с той, которую выполняли за 1 минуту. Например, при одевании на прогулку сравнивали, сколько вещей надевали за 1 минуту и за 3 минуты.

На первом занятии по ознакомлению с 3 минутами не все дети успевали выполнить задание за новый для них временной интервал. Они сначала очень торопились, но увидев, что песка в баллончике часов еще много, начинали медленнее работать, переставали следить за часами, увлекались складыванием лодочки, или постройкой дома, или рисованием и не успевали закончить работу в срок. По мере приобретения опыта дети начинали работать в более равномерном темпе, привыкали следить за песочными часами и кончать работать в срок.

На следующем этапе работы, когда детям надо было самим оценить длительность времени в 3 минуты, воспитатель показывал два вида песочных часов и предлагал определить после пуска часов, какие часы на 1 минуту, а какие на 3 минуты, что они и делали безошибочно. Затем предлагал им посидеть, ничего не делая, 3 минуты и поднять руку, когда покажется, что 3 минуты кончились. Большинство детей на первых порах недооценивали этот интервал, поднимали руки по истечении, например, 40 секунд. Это свидетельствовало о том, что более продолжительный интервал оценить значительно труднее, особенно когда это время не заполнено определенным содержанием.

При оценке времени в процессе выполнения более содержательных заданий (свободная лепка, или конструирование построек из настольного строительного материала, или рисование и т. п.) дети проявляли большую точность в определении длительности трехминутного интервала без использования часов.

На третьем этапе работы, при планировании объема работы на 3 минуты, детям предлагали спланировать те же виды заданий, которые они выполняли при планировании работы на 1 минуту. Это давало им возможность опираться на ранее приобретенный опыт и увеличивать объем работы на интервал в 3 минуты.

На этих занятиях предлагали одним планировать работу на интервал в 1 минуту, а другим тот же вид работы на интервал в 3 минуты. После выполнения заданий сравнивали, например, сколько геометрических фигур из числа нарисованных на листе бумаги можно успеть вырезать за эти промежутки времени. Теперь дети и на занятиях, и в повседневной жизни пользовались двумя мерами времени — 1 минутой и 3 минутами и соответственно 1-минутными и 3-минутными песочными часами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Проблемная ситуация
Проблемная ситуация — одна из закономерностей процессов мышления, его начальный момент. Поэтому и рассмотрена она нами будет сначала как психологическая категория. В середине 50-х годов после тонких и убедительных экспериментов С.Л. Рубинштейн в своем классическом труде “О мышлении и путях его иссл ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru