Золотая педагогика

Методика развития временного представления

Страница 5

Ознакомление с интервалом в 5 минут проводилось по той же системе. Этот интервал дети воспринимали как величину, производную от 1 минуты: 5 раз будут перевернуты минутные песочные часы, 5 раз обойдет круг стрелка на секундомере, пока длится 5 минут. Это помогало им воспринять новый временной интервал на основе уже имеющихся знаний о длительности 1 и 3 минут. При ответе на вопрос, что можно успеть сделать за 5 минут, они говорили, что успеют за 5 минут полностью закончить все то, что не успевали завершить, работая только 3 минуты,— полностью одеться, построить до конца большой дом и т. п.

При знакомстве с 5-минутным интервалом вначале также использовались песочные часы, с помощью которых дети уже умели измерять время. Но наряду с песочными часами им показывали и игрушечные часы-конструктор с прозрачным корпусом, сквозь стенки которого виден механизм (рис. 2).

Рис. 2

Эти часы удобны тем, что их можно пускать и останавливать в нужный момент. Здесь мы еще не знакомили детей с самим прибором — часами, а лишь показывали измерение наиболее ярко представленного на часах промежутка времени— 5 минут. Этот интервал легко увидеть — это расстояние от цифры до цифры, его легко запомнить. Показывали и способ измерения времени — 5 минут с помощью ранее усвоенной меры — 1 минуты: поясняли, что 1 минута — это расстояние на часах от черточки до черточки, а за 5 минут стрелка на часах пройдет 5 черточек. Дети легко начали ориентироваться по часам, им нравилось самостоятельно определять время. Они чаще бросали взгляды на часы-конструктор, стоящие на столе воспитателя, чем на песочные часы, которые всегда стояли на столах во время выполнения задания на время. И дети объясняли это так: «На песочных часах точно не узнаешь, сколько еще осталось минут, а на часах можно сосчитать». Так на практике они постигали назначение часов как прибора точного измерения времени.

Наблюдения показали, что, постигая продолжительность 5-минутного интервала времени, дети постепенно овладевали и необходимым темпом работы. При выполнении первого задания на 5-минутный интервал дети после пуска часов сразу же начинали работать в быстром темпе, но по мере наблюдения за часами, видя, что в их распоряжении еще много времени, замедляли темп работы, он становился более спокойным и равномерным. А главное, все одновременно заканчивали выполнение задания

Надо отметить, что сам характер работы усложнялся от занятия к занятию. Если на первых занятиях дети выполняли в одном задании в течение отведенного промежутка времени однотипную работу (1 минуту вырезали квадраты), то в заданиях на 3 минуты и особенно на 5 минут производили более сложные операции: вырезали разнообразные фигуры и из них складывали узор.

На занятиях все время шло сопоставление объема работы, выполненной за 1 минуту, за 3 минуты и за 5 минут, при учете темпов деятельности. Например, вызывали трех детей и предлагали сесть за стол возле песочных часов — 1-минутных, 3-минутных и 5-минутных — кто где хочет. Одновременно просили перевернуть часы и соответственно 1, 3, 5 минут вырезать геометрические фигуры, нарисованные на бумаге. После выполнения задания каждый рассказывал, сколько фигур успел вырезать за отведенный срок. Сравнивали возможный для выполнения объем такой работы на разные временные интервалы.

Ознакомление с 10-минутным интервалом проводилось на занятиях не по математике, а по другим видам деятельности, где было возможно предлагать детям выполнять задания в течение 10 минут, т. е. по изобразительной деятельности, по труду, при проведении физических упражнений и др.

Так, на занятиях по изобразительной деятельности сначала предлагали детям за 5 минут нарисовать и раскрасить вазу. Дети определяли на часах-конструкторе, где будет стрелка через 5 минут, часы пускались в ход. Во время работы они следили за стрелкой, а по окончании ее обсуждали, кто закончил в срок, кто сколько успел сделать. Затем за 10 минут предлагалось нарисовать узор на вазе. Воспитатель показывал, какие могут быть узоры и как их рисовать, а потом выясняли, где будет стрелка часов через 10 минут. Дети отсчитывали 10 минут по маленьким черточкам, отмечающим минуты, воспитатель показывал, что за 10 минут стрелка пройдет расстояние между двумя цифрами — 5 и 5 минут. Пускались часы, и дети самостоятельно заканчивали узор через 10 минут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Педагогические аспекты гендерной проблематики
В течении последних лет на уровне диссертационных исследований исторические, философские, экономические и психологические аспекты гендерных проблем в отечественной науке изучали многие ученые. Педагогические аспекты гендерной проблематики в рамках педагогики для взрослых (андрогогики) по-прежнему н ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru