Золотая педагогика

Алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста

Образование » Теоретический анализ профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста » Алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста

Страница 2

1. Диагностика самооценки безнадзорных подростков (методика С.А. Будасси), позволяющая определить социальную адаптацию личности, являющуюся регулятором поведения.

2. Тест - опросник мотивации аффилиации «ТМА» М.Ш. Магомед — Эминова, позволяющий выявить два обобщенных устойчивых мотива личности: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО).

3. Методика экспресс - диагностика эмпатии, выявляющая характеристики эмпатийного потенциала личности (И.М. Юсупов) .

4. Методика диагностика межличностных отношений (ДМО) Л. Собчик, позволяющая изучить особенности межличностного взаимодействия безнадзорных подростков.

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

Для дополнения информации о ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п., анализируя которые можно выделить характерные особенности ребенка и его семьи.

Социальный педагог вместе с классными руководителями посещает семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка. Если несколько лет назад классный руководитель посещал семью учащегося самостоятельно, то сейчас это не рекомендуется по той причине, что больше трети жителей приезжие, многодетные, неблагополучные семьи, которые нуждаются в социально- педагогической помощи представителей разных структур.

Важно убедить родителей сотрудничать со специалистами. Главное — установить контакт, чтобы семья видела, что ей хотят помочь. На этом этапе целесообразно проводить социальное расследование, с помощью метода нестандартизированного наблюдения.

Социальное расследование — это сбор данных о семье и детях. Проводится оно для прояснения ситуации, определения задач работы, составления программы работы с семьей и оказания помощи детям.

· выявление реакции членов семьи на кризис и способность преодолевать его;

· изучение ситуации семейного неблагополучия;

· сбор психологических, педагогических и медицинских сведений;

· составление предварительных индивидуальных заключений.

Следующий этап – это разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком или группой. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

· целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;

· прогнозируемости;

· измеряемости ожидаемых результатов.

Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

На каждую семью заполняется пакет документов позволяющий анализировать состояние клиента и его проблем, работу с ним, процесс его обслуживания, способствуя совершенствованию деятельности, осуществляемой по отношению к клиенту патронажа.

Пакет документов:

Социальный паспорт семьи. В паспорте по датам отражается работа, ход выполнения мероприятий по плану, наблюдение за выполнением обязательств, взятых на себя членами семьи. Социальный паспорт включает в себя программу индивидуальной профилактической работы с семьёй, с конкретными мероприятиями в соответствии со своей компетенцией.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Кооперативное образование в советский период
После социалистической революции 1917 года кооперативное образование продолжало свое развитие. К концу 20-х годов подготовкой кадров для кооперации занимались целый ряд высших учебных заведений страны: Московский институт народного хозяйства им. Ф. Энгельса, Московский промышленно-экономический инс ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru