Золотая педагогика

Использование музыки на уроках литературы

Образование » Использование музыки на уроках литературы

Страница 1

Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязях литературы и музыки. Эти трудности в значительной степени объясняются тем, что в литературе по эстетике конкретизируются теоретические поня­тия, как правило, с малыми ссылками на примеры из музыки.

Важная особенность художественной литературы, отличаю­щая ее от других видов искусств,—возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их сло­вами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразитель­ные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музы­кальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Саль­ери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцеро-ва соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горько­го, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинско­го, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Шопен» М. Рыльского и др. Многие произведения литературы положе­ны на музыку.

Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших из­гибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттен­ков, нежели в сочетании слов.

Художественное слово более всего становится музыкальным и лирическом произведении, передающем движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У нее есть ритм, внут­ренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. По­этому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вы­зываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии. В прозаических произведениях, в которых обра­зы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше.

Естественно, в литературном произведении речь идет" лишь о «музыке», которую ощущаем внутренним слухом, представ­ляем ее звучание посредством словесных образов. Но мастер­ство и вдохновение поэта, его внутренний слух способны, пу­тем соответствующей «речевой инструментовки», настроить чи­тателя на музыкальный лад, заставить его услышать «музыку» через слово. «Поэт, конечно, может вовсе не упоминать ниче­го о музыке, и все-таки действо поэтическое (процесс звуча­ния стихов) будет у него музыкальным»,—писал Б. Асафьев.

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, стро­ки и буквы; они для музыки то же, что ось для ко­леса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все про­странство вселенной . А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смо­ченными этой влагой, не спасешься . Если пропа­дает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».

Со временем искусство слова и музыка обо­собились друг от друга, но общие черты, сближа­ющие два вида искусства, сохранились:

1. Общественный характер. Понимание про­изведения как некоего общения автора, воплоща­ющего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

2. Историческое осмысление действительно­сти и опосредованное отражение ее в художест­венном образе, представляющем единство обоб­щенного и конкретного, объективного и субъек­тивного, типичного и характерного.

3. Развернутость во времени.

4. Эстетическое отношение к жизни.

5. Интонационная природа. Б.Л.Яворский по­лагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и глас­ность, оставив лишь одно звучание, то в таком фо­нографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи — музыкальное произведение»

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Итоги реализации проекта «Школа молодого специалиста ДОУ»
Для оценки эффективности проекта «Школа молодого специалиста ДОУ» была проведена повторная диагностика педагогической компетентности педагогов ДОУ. На рис. 7 представлены Результаты констатирующего и итогового этапов исследования по анкете №1. Рис. 7. Уровень педагогической компетенции Данные рис. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru