Золотая педагогика

Использование музыки на уроках литературы

Образование » Использование музыки на уроках литературы

Страница 2

6. Общность жанров — песня («Песня о Буре­вестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (балла­ды Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестро­вая «Сказка" Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.).

7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.— написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слу­хом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.

8. Параллельность эмоционального воздейст­вия текста (музыкального и литературного) и мы­слительной переработки воспринимаемого.

Близка музыке стихотворная речь, содержа­щая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета;«Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу об­ласть (т.е. музыку)»При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материаль­ной стороной взаимосвязи поэзии и музыки яв­ляются некоторые приемы структурирования текста. К числу таковых Л.Н.Казанцева относит: метро-ритмическую организацию стиха, особен­ности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность, варьирование.

Более того, литература подчас заимствует у музыки сугубо музыкальные средства воплощения содержания. Так, например, в стихотворении «Бал» Н.П.Огарева части предваряются иноязыч­ными обозначениями темпов, принятыми в музы­ке.

Существует и обратное влияние литературных форм на музыку. В отличие от строгих музыкаль­ных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу раз­вертывания (принцип сквозного развития), стрем­ление к конкретности (программная музыка).

Таким образом, связь музыки и литературы, существовавшая первоначально, обусловила по­стоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения.

Так, некоторые литературные произведения имеют музыкальную тематику; например, «Квар­тет» И.А.Крылова, «Крейцерова соната» Л.Н.Тол­стого, «Певцы», «Песнь торжествующей любви» И.С.Тургенева, «Певчие», «Скрипка Ротшильда» А.П.Чехова.

Также следует отметить писателей, которые не выносили в название своих произведений му­зыкальной терминологии, но отличались удиви­тельной музыкальностью языка. К примеру, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Го­голя, А.А.Блока, С.А. Есенина.

Многие народные сказки включают в себя пе­ние персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), иг­ру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстра­ции, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н.Островского. "Вишневый сад» А.П.Чехова и др.). Роль музыкантов и музици-рования велика в таких крупнейших произведени­ях, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С.Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.

Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процес­су музицирования. Так, А.К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые слож­нейшие, самых тончайших оттенков я могу пере­дать словами, Получается так, как будто бы в че­ловеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами иг­рает на этой клавиатуре мозга, и в голове воспри­нимающего возникает та же самая симфония»,

Другой позицией, обуславливающей естест­венность синтеза литературы и музыки в учебном процессе, является направленность педагогики на создание у школьников целостного представления о мире.

В настоящее время в научной литературе оп­ределены следующие типы взаимодействия ис­кусства, и в частности, литературы и музыки: меж­предметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудо­жественному воспитанию школьников, преподава­ние отдельных видов искусств на полихудожест­венной основе — с привлечением аналогов и сти­мулов из других видов искусств, а также сочета­ние обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и услови­ем для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реа­лизацией главной задачи — формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоз­зрения старшеклассников. Также ввиду способно­сти раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в ус­ловиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразо­вания, средством гармонизации личности, разви­тия способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусст­ва и формирования художественно-творческих по­тенций. Кроме того, концерт в форме литератур­но-музыкальной композиции — возможность для учащихся испытать себя в разных видах художест­венной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли — «не только носителя культуры, но и ее творца

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

История развития проблемного обучения
До середины 50-х годов методы обучения исследовались по преимуществу с точки зрения деятельности учителя, тогда как сущность учебно-познавательной деятельности учащихся оставалась в стороне. Постепенно нарастало осознание того обстоятельства, что обучение — бинарный, двусторонний процесс, что при и ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru