Золотая педагогика

Использование музыки на уроках литературы

Образование » Использование музыки на уроках литературы

Страница 3

2. Музыкальный материал на уроках изучения ли­тературы следует использовать систематически, на протяже­нии всего учебного года.

Учитель может показать к примеру взаимопроникновения литературы и музыки во второй полови­не XIX века, расширяя и углубляя таким образом представле­ние учащихся о культурном наследии. Естественно, что не только литера­тура, но и музыка выражает общественную позицию человека и воспитывает его, обогащая эмоциональный мир, образное мышление.

А. М. Горький, формируя новый художественный метод, уделял огромное внимание народной песне. Писатель всегда заботился об изучении музы­кального фольклора, призывал деятелей искусства создавать новые песни. Чтобы пополнить знания учащихся о песне, можно провести урок на тему «Истоки красоты—в песне» или «Раз­мышление над песней». Материалы для урока можно найти большие и благодат­ные, если учесть, что песня была постоянным спутником в жиз­ни писателей и его героев.

Учитель обязан помочь им понять, что песня позволяет писателю глубже показать внутренний мир человека, его переживания, чувства. Полезно напомнить слова известной акт­рисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она призна­валась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». После разъяснения учителя рассказ о рождении песни воспринимается учащимися с большим инте­ресом, но требуются дополнительные комментарии, для того чтобы ученики глубже вникли в сущность народного творчества, народной музыки.

Почти каждый человек задумывается над тем, как рожда­ется песня в народе, при каких условиях, почему автор ее остается неизвестен, почему она живет веками, переходя от поколения к поколению.

Тема о рождении и жиз­ни песни будет намного содержательней и интересней, если привести известные слова И. В. Гоголя: «По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бур­лацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города».

Интересно сообщить учащимся и о таком явлении в истории культуры. Неграмотная бабушка Федосова сохранила в своей памяти 30 тысяч стихотворных произведений, среди которых немало народных песен. Известный фольклорист П. Демуцкий в двух селах записал около 700 народных ме­лодий.

О том, как создается песня, рассказывает известный коб­зарь Егор Мовчан: «Большое то дело, когда сам что-нибудь создаешь. А сочинять хочется, если человек с музыкою нераз­лучен и она глубоко запала ему в душу, тогда и самому хочет­ся сказать что-нибудь своею музыкою.

Сидишь и сам себе говоришь, и слова эти поешь. Одно сло­во, другое, третье . Так я сложил о Ленине «Была зима с от­тепелью, а другая лютая». Сижу или хожу, все произношу, а они поются. Раз споешь, другой, еще и еще, и тогда—вышла целая песня. Бери ее и пой. Если хорошая песня, люди ее серд­цем слушают . И я, словно дерево весною, оживаю от этого».

Можно привести и другой пример. Известный композитор С. Комитас сумел проследить, как в одной деревне появилась хороводная песня, как шлифовалась мелодия, танец, согласо­вывалось пение солиста с участниками хоровода. Содержатель­ны его размышления по поводу возникновения песни,

Итак, песня шлифуется веками, проходит процесс эмоционального и художественного обогащения у каждого по­коления. Такие свойства песни очень важны в познании духов­ной жизни народа. «Песня—такой же высокий жанр, как и симфония. Песне доступны самые высокие идеи и самые высокие, сильные и чистые чувства». Она неисчерпаемый источник для создания крупных инструментальных и вокальных произве­дений. Учитель должен помнить, что когда слушаем песню, то стараемся уловить прежде всего слова, мелодию. Но на этом восприятие не заканчивается. В песне заложены очень важные выразительные средства, которые согласуются с драматически­ми произведениями: «Песня—своего рода театр: в ней есть драматургия, есть пьеса, есть актер и даже своеобразные де­корации,—говорил композитор В. П. Соловьев-Седой. Полезно дать задание учащимся для самостоятельной ра­боты. Реферат на тему «Истоки красоты — в песне» готовит ученик, который интересуется искусством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов
При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: — какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса; — какие обще учебные и профильные умения и ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru