Золотая педагогика

Использование музыки на уроках литературы

Образование » Использование музыки на уроках литературы

Страница 4

Важно сообщить уча­щимся, что роль музыки в жизни писателя необычайно возрос­ла в настоящее время. Это обусловливается развитием нашего общества. Пренебрежение к музыкальной культуре обедняет эмоциональный мир художника слова, делает серыми его про­изведения, поскольку отображенная в них жизнь теряет одну из привлекательнейших сторон своих—звуковую.

Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предла­гается учащимся при чтении текста обращать внимание на музы­кальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в ха­рактеристике героя. Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка — единственное искусство, прони­кающее в сердце человеческое так глубоко .».

Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пе­ра писателя, отражает определенный исторический период. Сама деятельность писателя протекает во времени. Поэтому очень важно установить, какое место в жизни писателя и какое значение для его творчества имели его взаимоотношения с ком­позиторами, художниками и мастерами сцены, его современни­ками. Такие сведения пробуждают у учащихся симпатии и вни­мание к самому художнику слова и героям его произведений, общественной культуре изучаемой эпохи. Расширяется круго­зор учащихся, запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку, кроме этого, определяется роль, писателя в развитии культуры.

Учитель-словесник должен участвовать в воспитании «музы­кального человека». Мы употребляем выражение: «такой-то че­ловек музыкальный», но сказать, что у него развит музыкаль­ный слух или он одарен тонким ощущением музыки,—этого мало.

3. Данная литературно-музыкальная композиция, которая была проведена на общешкольном вечере, составлена из материалов публикаций И.В.Во­робьевой, И.В.Румянцевой, С.В.Шиповского. Все имена вошедших в литературно-музыкальную ком­позицию русских писателей и поэтов хрестома­тийны. Творчество композиторов — М.И.Глинки, Ц.А.Кюи, Н.А.Римского-Корсакова и других — так­же знакомо детям по школьным урокам музыки, Однако если в учебном процессе музыканты и ли­тераторы изучаются изолированно, литературно-музыкальная композиция естественным образом объединяет искусственно разделенное по ряду всем хорошо известных причин. Основная уста­новка в сопряжении музыкального и литературно­го материала — принцип общности эмоциональ­ной палитры. При этом в условиях синтеза каждое искусство предполагает собственный механизм воздействия, Художественное слово несет опре­деленный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни. Музыка же, как пре­дельно аффективный язык. углубляет содержание словесного образа, способствуя большей вырази­тельности его психологического решения,

В ней принимали участие преподаватели и дети старших классов, которые помимо основных предметов, определенных учеб­ным планом, занимаются фортепиано, вокалом, поют в хоре, Также в концерте принимали участие учащиеся музыкальной школы, так как синтез искусств в компо­зиции предполагает слияние усилий различных образовательных структур

Также фрагменты данной литературно-музы­кальной композиции могут быть использованы в условиях урока предметов эстетического цикла, в частности, литературы и мировой художественной культуры. В таком случае служить музыкальными иллюстрациями могут фонограммы указанных му­зыкальных сочинений.

К тому же немаловажное значение имеет со­здание определенной ауры концерта — оформле­ние зала как своеобразного подобия музыкальной гостиной, предполагающей некое замкнутое про­странство, в котором легче и быстрее можно собрать внимание людей, чем в большом зале.

В целом подготовка подобного концерта требует активности и мобильности педагога-организатора. И конечно, неоценимой помощью ему явилось бы участие в концерте родителей — и в качестве зрителей, и в качестве действующих лиц, костюмеров, гримеров и декораторов-оформителей,

В предлагаемой литератур­но-музыкальной композиции «Что не выскажешь словами — звуком на душу навей» ведущий в за­ключение обращается к детям с удивительно чут­кими словами В.А.Сухомлинского,: « .Мы не можем перело­жить свои знания, свои идеи и чувства из своей го­ловы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в ре­зультате которой получились бы известные мысли и чувства. Согласитесь, что литературно-музы­кальная композиция в этом смысле хороший для нас помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, а также формировании у них эстетически-ценностных ориентации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Изучение поэмы «Руслан и Людмила» в средней школе по программе Бунеевых
Произведение А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» изучается в 5 классе по программе Бунеевых. Но дети проходят не полностью поэму, а пролог. Изучение материала в школе занимает 1 час. Я хотела бы проанализировать изучение поэмы по учебнику В.Г.Маранцмана 5 класс и по методическому пособию В.Я.Коровиной. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru