Золотая педагогика

Использование музыки на уроках литературы

Образование » Использование музыки на уроках литературы

Страница 5

Литературно-музыкальная композиция

Звучит романс "Редеет облаков летучая гря­да ." (музыка Н.А.Римского-Корсакова, слова А.С.Пушкина) в исполнении учителя музыки или кого-либо из учащихся старших классов.

Ведущий (учитель литературы). Сегодня в концерте прозвучат произведения писателей и композиторов, составляющих гордость и славу русской культуры, потому как и сегодня написан­ное ими задолго до нашего времени заставляет нас о многом задуматься.

Соведущий (ученик старших классов) (объявляет). Старинный русский романс «Я вас любил .». Музыка Александра Дмитриевича Ше­реметева, слова Александра Сергеевича Пушкина. (

Ведущий. Мы обращаемся к стихам Але­ксандра Сергеевича Пушкина всегда, когда хотим насладиться совершенным стихом, правдивым и проникновенным. «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» — было предсказано поэту. Это так и есть, ибо творения Пушкина, сти­хи его и проза, остаются с нами на всю жизнь для высокой любви, ликования и безудержной грусти, для совета .

Соведущий (объявляет). «Зимний ве­чер», музыка Михаила Лукьяновича Яковлева (ли­цейского друга поэта), слова Александра Сергее­вича Пушкина, Ведущий. В 1825 году Александр Сергеевич Пушкин пишет стихотворение, посвящает его сво­ему другу — Ивану Ивановичу Козлову:

Певец, когда перед тобой

Во мгле сокрылся мир земной,

Мгновенно твой проснулся гений.

На все минувшее воззрел,

И в хоре светлых привидений

Он песни дивные запел.

Соведущий (продолжает). Козлов ро­дился в богатой и родовитой семье. Получил хо­рошее образование. Но вдруг его внезапно пора­зила тяжелая болезнь (паралич ног), а три года спустя Козлов начал терять зрение и вскоре сов­сем ослеп.

Ведущий. И тогда несчастье сделало его поэтом. Зная прежде в совершенстве француз­ский и итальянский языки, он уже на одре болез­ни, лишенный зрения, выучил английский и не­мецкий. Начал переводить и на сороковом году жизни стал писать собственные стихи. (Звучит ме­лодия романса «Вечерний звон" в исполнении на гитаре учащимися. После чего ученик читает сти­хотворение И.И.Козлова «Вечерний звон.)

Соведущий. С годами Иван Иванович Козлов работал все больше. Он начал терять речь и слух, но все еще продолжал трудиться, диктуя стихи дочери.

Ведущий (объявляет). Музыка Михаила Ивановича Глинки, слова Ивана Ивановича Козло­ва. «Венецианская ночь».

На сцене три ученика - исполнители трех ро­лей: автора, Тютчева и его дочери.

Автор. 22 августа 1857 года . Лето уходи­ло . Коляска мягко, неспешно катилась уже тре­тий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти солнечные дни . Брянское именьице, милый, родной Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро Москва! А вокруг — поля, поля, золотые и коричневые . А над ними — огромное, неоглядно бездонное голубое небо,,, и всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

Федор Иванович Тютчев, откинувшись на ко­жаную подушку, держал в руках маленькую запис­ную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница — дочь Мария — чуть улыба­лась. Но ничего не спрашивала: она догадыва­лась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать .

Тютчев. Да, получилось. Хочешь послу­шать?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера .

Где бодрый серп гулял и падал колос, —

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Автор. Федор Иванович передал дочери листок бумаги, и та продолжала читать.

Дочь.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле .

Автор. Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем воздуха!

Соведущий (объявляет). Музыка Цезаря Антоновича Кюи, слова Федора Ивановича Тютче­ва. «Майский день». (Исполняет ученица в сопро­вождении дуэта фортепиано и флейты.) Впервые русские читатели обратили внимание на стихи Тютчева, напечатанные в журнале «Современник». Поэту было в то время 33 года. Он состоял на ди­пломатической службе и жил в Германии, в горо­де Мюнхене.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Понятие и виды педагогических концепций обучения иностранному языку, анализ современных педагогических концепций
Деятельность людей в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения иностранным языкам в целом и во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. С ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru