Золотая педагогика

Использование музыки на уроках литературы

Образование » Использование музыки на уроках литературы

Страница 7

Ч т е ц (из учеников).

Гармонии стиха божественные тайны Не думай разгадать по книгам мудрецов: У брега сонных вод. один бродя, случайно Прислушайся душой к шептанью тростников, Дубравы говору; их звук необычайный Прочувствуй и пойми . В созвучии стихов Невольно с уст твоих размерные октавы Польются, звучные, как музыка дубравы.

Соведущий. Музыка Николая Андрее­вича Римского-Корсакова, слова Аполлона Нико­лаевича Майкова, «О чем в тиши ночей». (Романс звучит в исполнении ученицы в сопровождении фортепиано и флейты.)

Ведущий. Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя творче­ство всех выдающихся писателей, поэтов и компо­зиторов. Мы вместе сегодня будто пролистали не­сколько страниц альбома отечественной культуры, при этом лишь приоткрыли дверь в богатейший мир классического наследства, в мир прекрасно­го искусства. Духовное наследие писателей и ком­позиторов, о которых сегодня шла речь, еще толь­ко ждет вашего участия и понимания.

А в заключение хочется напомнить вам слова замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Человек выделился из мира жи­вотных и стал одаренным существом не только по­тому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего не­ба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багряный закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрач­ных каплях утренней росы, серые нити дождя в па­смурный осенний день, нежный стебелек и голу­бой колокольчик подснежника, —увидел и изумил­ся и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».

Сценарий вечера показывает, что восприятие музыки связано с нравственным обликом человека. Воспитание. «музыкального человека» означает развить в нем черты нравственной чуткости.

Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «ме­лодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка. Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамот­ного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образно­го слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй. Следует помочь уча­щимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художе­ственного чтения.

Главное, от чего зависит успешное использование музыки на уроках литературы,— стремление вызвать у учащихся инте­рес к музыке вообще. Видный композитор и педагог А. Б. Голь­денвейзер писал: « .нужно прежде всего захотеть слушать му­зыку, чтобы научиться ее понимать. Нужно- научить себя этому .».

Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены зву­ковые образы, доступные учащимся. Здесь, на мой взгляд, как раз были выбраны наиболее удачные слова, стихи , песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя словесника.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Еще по теме:

Биография автора
Алан Александр Милн родился в Лондоне в 1882 году в семье школьного учителя. Отец Алана основал частную школу, в числе преподавателей которой был известный писатель Герберт Уэллс, ставший учителем, другом и литературным наставником Алана. Обладая незаурядными математическими способностями, Милн пол ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru