Золотая педагогика

Этапы развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Этапы развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте

Страница 4

Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остается неизменным в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа: младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не с взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, - это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение - то есть игра.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В четырех - пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчение ребенка, а неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. "Окружающими" для четырех - пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничество, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.

Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Поэтому важно учить ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогать детям придумывать интересный сюжет - и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

В дошкольные годы, особенно в 5 – 6-летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития - осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника.

Группа детского сада - это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.

Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил - это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.

Таким образом, с раннего детства ребенок испытывает острую потребность в общении с другими людьми как средство собственного развития. Однако в зависимости от сформированности навыков общения его потребность может либо успешно реализовываться, либо натыкаться на всевозможные препятствия.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Общая идея произведения и жанровое своеобразие
Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др. Существует много различных мнений критиков насчет жанровой принадлежности «Руслана и Людмилы». Критик Е. А. Маймин писал, что «по своему жанру «Руслан и Людмила» — шуточна ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru