Золотая педагогика

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Страница 2

Один из подходов к общению, имеющий на сегодняшний день достаточно широкое распространение, был развит Г.М. Андреевой, и основан на вычленении в общении трех аспектов (рис. 1).

Рисунок 1.

В соответствии с этим подходом, общение - сложный процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений.

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Общение – безусловный спутник человеческой истории и повседневной деятельности людей. С помощью общения осуществляется «перевод» объективного в субъективное, общественного в личностное, социального в индивидуальное и наоборот.

М.А. Чернышева под культурой общения в широком смысле понимает совокупность норм, способов, форм взаимодействий людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения. Автор замечает, что культура общения несет на себе печать национального своеобразия того или иного народа. Ее проявление определяется неповторимостью исторического развития народа, национальными традициями, особенностями жизни общества на каждом этапе его развития. В узком смысле культура общения – это степень владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в конкретном обществе.

О.И. Даниленко, характеризуя особенности общения определенной социо-культурной группы, также использует понятие «культура общения», под которой понимает специфически человеческие способы поведения, обеспечивающие протекание процесса общения между людьми. В широком смысле, по представлению автора, к культуре общения относятся фактически все принятые в той или иной культурной общности способы выразить мысль и чувство, отношение к другому человеку или самому себе: слова, организованные в речь, ее динамические характеристики, интонации; выражение лица; поза; жесты, оформление внешности и т.п., которые обеспечивают возможность взаимопонимания и взаимодействия.

Е.П. Савруцкая обращает внимание не только на поведенческий аспект культуры общения, но и на внутренний – духовный. По ее мнению, культура общения характеризует уровень развития духовных и поведенческих факторов, благодаря которым осуществляется связь между людьми. Культура общения «предполагает соответствующие определенной исторической эпохе духовные качества людей, а реализуется она в общественной деятельности индивидов, их конкретных делах и поступках». Автор указывает на то, что важнейшим аспектом культуры общения является формирование типового общения, которое обеспечивает однонаправленность мыслей, чувств поведения индивидов в обществе. Люди в процессе исторического развития создали большое количество средств достижения типизации общения. Язык, произведения искусства, традиции, обычаи, обряды, этикеты, игры и т.п. – все они в совокупности своей, прямо или косвенно типизируют межличностное общение, формируют духовные и физические качества, превращают их в массовые привычки.

Итак, культура общения как социальное явление понимается исследователями по-разному, но все они отмечают самую главную черту данного феномена – его нормативность. Социальные нормы – это «правила поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц». Благодаря появлению этих правил общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. И, как отмечает Е.М. Пеньков, эти образцы поведения необходимы не только обществу, но и самой личности, более того, их возникновение стало возможным благодаря осознанию человеком своего отношения к другим людям, к социальной общности. Следовательно, социальная жизнь невозможна без нормативности общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Детские игры в современных условиях
Мир детства невозможно представить без игры, невозможно искусственно лишить его игровой романтики, игровых красок, эмоций, глубоких и волнующих переживаний. В арсенале педагогических средств нет другого, более эффективного средства, чем игра, способного компенсировать эти неизбежные при сохранении ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru