Золотая педагогика

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Страница 3

Культура общения личности - сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний). Здесь просматривается единство духовной и поведенческой составляющих культуры общения человека.

Духовная составляющая культуры общения личности включает в себя ее отношение к культуре общения общества – социальным духовным богатствам общества – морали, этикету, знаниям. Поведенческая – характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. На это обращают внимание многие исследователи и, несмотря на наличие многосторонности в понимании сущности рассматриваемой культуры выделяют схожие ее компоненты:

- ценностный – характеризующий значимость для личности норм и ценностей гуманистического общения;

- когнитивный компонент, представляющий собой знания и умения личности в области общения;

- поведенческий, характеризующий реализацию ценностей, норм и правил в ситуациях повседневного общения.

Рисунок 2.

Только гармоничное сочетание представленных в структуре культуры общения элементов обеспечивает ее действенное функционирование. Следовательно, культура взаимоотношений, это – не просто способности, или совокупность знаний и умений, или простое следование нормам этикета. Это личностное образование характеризует, в первую очередь, значение для личности накопленных обществом духовных богатств в сфере общения, которая отражается в личностно-значимом элементе культуры общения человека и находит свое выражение в желаниях, интересах, идеалах, ценностных ориентациях, убеждениях личности.

Когнитивный элемент составляют знания в области общих положений о культуре общения, этики, этикета, психологии общения.

Поведенческий элемент культуры общения личности характеризует реализацию усвоенных ценностей, норм, знаний на практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя умения культурного взаимодействия, рефлексию культурной стороны общения, ее коррекцию, творческое отношение к общению. В случае отсутствия данного компонента, когда полученная извне информация хранится во внутреннем багаже знаний личности и не используется ею в жизни, культура общения теряет всякий смысл.

В процессе усвоения культуры общения социума происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе интернализованного опыта общения. Социальные ценности культуры общения «переходят» в структуру направленности личности, а накопленные человечеством и конкретным народом знания – в личностный опыт.

Рассмотрим функции культуры общения личности.

И.Ф. Петровой предлагается следующая иерархия основных функций культуры общения личности:

- ценностная, предоставляющая личности возможность выбора ценностей, соответствующих ее потребностям, интересам и идеалам;

- познавательная, состоящая в познании самого себя через познание другого человека;

- регулятивно-нормативная, осуществляемая через систему правовых, нравственно-этических норм и требований общества, традиций и обычаев;

- информативная, обеспечивающая сохранение и передачу социального опыта, а также организацию совместной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Мастерство
Следующей ступенью профессионального роста классного руководителя является мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности классного руководителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная уме ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru