Золотая педагогика

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Страница 5

И.А. Стернин в качестве осложняющего фактора в формировании норм культурного общения называет специфику российского менталитета, и в частности то, что многие нормы культуры речи и культуры поведения осознаются русским сознанием как искусственные, надуманные, противостоящие искренности как важнейшему национальному качеству поведения. Считается, что соблюдение вежливости может быть излишним, это «церемонии», «условности», отражение неискренности в поведении.

Культура взаимоотношений личности может быть представлена тесно взаимосвязанными между собой отдельными ее видовыми компонентами:

нравственная культура

интерактивная культура

коммуникативная культура

эмоциональная культура

перцептивная культура.

Центральным стержнем, проходящим через все другие компоненты культуры взаимоотношений личности, является нравственная культура общения – уровень усвоения, применения и обогащения человеком моральных норм, ценностей общения социума. Нравственность делает общение высоко духовным, основанным на гуманистических принципах и ценностях: уважении достоинства личности, принципах равенства, справедливости, человечности.

Уровень нравственного общения – это высший уровень субъект-субъектных отношений, на котором происходит взаимопонимание и взаимопроникновение партнеров по общению. Такое общение противостоит общению примитивному, манипулятивному.

Для человека с развитой нравственной культурой общения само общение выступает как духовная ценность, поскольку в полнокровном диалогическом общении содержатся условия для развития личности и формирования индивидуальности.

Главным принципом нравственной культуры общения должна быть толерантность (терпимость) – комплексное качество личности, состоящее в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе общения, способности видеть в «другом» полноценную личность, способности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта.

Толерантность рождает взаимное понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, психологической «притирке» характеров. Проявления доброжелательности, равнодушия или зловредности зависят от степени готовности личности следовать морали, обусловлены ее гуманистическими принципами и состоянием соматического и психического здоровья. В нравственном общении выражается признание самоценной значимости человека, в нем как в зеркале отражается достигнутый уровень личностной культуры.

Степень интернализации индивидом социального опыта коммуникации отражается в понятии «коммуникативная культура личности».

Слово «коммуникация» (от лат. communicatio) в переводе означает «делать общим, связывать, общаться», и в одном из значений, представленных в толковом словаре, выступает как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц». В психологии коммуникация – это процесс обмена информацией. В этом процессе человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), постоянно меняются местами.

На основе этих и других положений делаем вывод о том, что коммуникативная культура личности характеризуется уровнем усвоения, принятия, применения и обогащения в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективных коммуникаций.

Деление коммуникации на вербальную и невербальную дает возможность различать культуру вербальной коммуникации (речевую культуру) и культуру невербальной коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Основные идеи и методы, применяемые в квантовом обучении
Как уже было сказано выше, главная идея квантового обучения заключается в том, что для того, чтобы обучение было эффективным, необходимо, чтобы оно приносило радость. Поэтому все основные идеи и методы, применяемые в квантовом обучении, можно разделить на две большие группы. К первой группе относят ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru