Золотая педагогика

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Страница 8

В зависимости от отношения партнеров по общению, их значимости друг для друга взаимодействие может протекать на различных уровнях.

На основе представленных положений определяем интерактивную культуру общения личности как личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения этико-этикетных норм взаимодействия, применения и степень обогащения знаний в области эффективного взаимодействия в повседневной практике общения.

Все выше изложенные теоретические положения позволяют рассматривать культуру взаимоотношений как системное образование, выступающее неотъемлемым компонентом социальной и личностной культуры.

Проанализировав программы дошкольного воспитания и результаты исследований необходимо отметить, что в современной системе образования и воспитания подрастающего поколения основное внимание уделяется лишь одной стороне развития детей - познавательной, интеллектуальной. Что же касается второй стороны развития и деятельности дошкольников — по освоению человеческих взаимоотношений, то она, как отмечает Д.И. Фельдштейн, «присутствует либо как добавка к обязательной учебной работе, либо в качестве эклектически организуемых мероприятий, либо в виде лозунгов, призывов… И хотя воспитание всегда было заботой общества, но воспитательный процесс никогда не был предметом такой же заботы образовательного учреждения, как процесс учебный. А в последние годы даже на государственном уровне было заявлено, что воспитание - это дело семьи».

На сегодняшний день - культура взаимоотношений осознается как неотъемлемый элемент содержания и технологии образования. Этот компонент призван сыграть важную роль в воспитании подрастающего поколения: побуждать и закреплять у детей интерес друг к другу, учить творческому подходу к работе, проявлению инициативы и ответственности, помогать в определении своих наклонностей и способностей, а главное — способствовать нравственному и духовному становлению личности ребенка.

К сожалению, в повседневном взаимоотношении детей проявляются негативные явления, показывающие недостаток культуры взаимоотношений: застенчивость, агрессия и т.п. Это является следствием того, что семья и учреждения образования во многом утратили свой воспитательный ресурс. Т.е., в практике образования достаточно остро назрела проблема формирования культуры взаимоотношений, начиная с раннего детства.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста является необходимым условием их гармоничной социализации, формирования у них позитивной самооценки и как следствие, повышением их общей успешности в жизни.

Сегодня все большую популярность приобретают детские клубы, основной функцией которых является организация досуга детей. Именно в досуговой сфере дети имеют уникальную возможность максимально полно общаться друг с другом и педагогами, следовательно, именно в рамках клубных объединений можно наиболее полно и эффективно решать проблему формирования культуры взаимоотношений.

Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются: произвольность, соподчинение мотивов, самостоятельность, креативность, изменения в самосознании и адекватная самооценка. Возраст 6—7 лет является решающим в процессе становления личности.

Общение – специфический вид деятельности, присущий человеку, без которого практически невозможно гармоничное развитие и существование индивида Потребность общаться и участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Методика формирования навыка письма: историография вопроса
Методика обучения четкому и красивому письму разработана в XIX-XX вв. В начале XVIII века Петр I ввел новую форму письменных знаков. Русский алфавит приобрел современные начертания. Обучение письму было сложным и долгим процессом. По несколько месяцев учащиеся срисовывали одни и те же буквы в алфав ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru