Золотая педагогика

Этапы развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Этапы развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте

Страница 1

«Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения». Эти слова знаменитого французского летчика и писателя Антуана де Сент Экзюпери как нельзя лучше отражают роль и ценность общения. Действительно, человеку крайне сложно прожить жизнь, не общаясь с другими людьми.

Существует множество дефиниций общения. Остановимся коротко на некоторых их них, чтобы более четко представлять себе предмет нашего исследования.

Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества - в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения.

C точки зрения психологии (например, А.А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определение дается М.И. Лисиной: «общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата».

Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский). При этом субъект общения является одновременно для другого индивида объектом, и наоборот. Активность одной личности в процессе общения встречается с активностью другой личности, а чаще всего нескольких человек или многих людей одновременно. В общении устанавливаются деловые и личностные отношения между людьми. Для успешного общения необходимо не только понимать себя, но и понимать других, а также то, как другие понимают тебя.

Общение между людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяется четыре: анонимное, функциональное, формальное, неформальное.

Различают:

Общение первого рода выступает как коммуникация, как сторона совместной деятельности.

Общение как продолжение себя в других есть общение второго рода.

Таким образом, общение может выступать в виде деятельности, а деятельность рассматривается как часть общения. Во всех случаях они находятся в единстве.

Таким образом, общение – специфический вид деятельности, присущий человеку, без которого практически невозможно гармоничное развитие и существование индивида. Люди, лишенные общения по тем или иным причинам, всегда отмечали его нехватку и сравнивали отсутствие общения с отсутствием такой важнейшей категории как «свобода».

Общение — специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией.

Общение выполняет ряд функций.

Прежде всего, оно выполняет коммуникативную функцию, т. е. функцию передачи информации как с помощью языка (вербальное общение), так и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Партнеры общения могут совершать совместные действия и поступки, не произнося ни одного слова. Общение непременно связано с взаимным восприятием друг друга.

Общение представляет собой не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности, поэтому общение рассматривается как:

Способ проявления человеческой сущности – именно в общении и только через общение может проявиться сущность человека. Л. Фейербах указывал в своё время: «Отдельный человек, как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем». Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия Я и ТЫ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Эмпирическое изучение гендерной проблематики в системе российского образования
В данной части эссе мы рассмотрим результаты проведенного эмпирического изучения с целью выяснения характеристик интеграции гендерной концепции в формальное образование в высшем образовании. Для достижения цели было проведено два неформализованных интервью (примерный гид и пример транскрипта одного ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru