Золотая педагогика

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Страница 1

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам человеческого взаимодействия, в том числе его совершенствования, который обусловлен повышением ценности общения в современной действительности.

Вопросы межличностных отношений, человеческих коммуникаций стали объектом пристального внимания представителей различных наук: философии, культурологии, психологии, языкознания, педагогики и др. Каждая наука исследует свое проблемное поле общения.

С нашей точки зрения, первоначальным и центральным понятием среди всех прочих, характеризующих общение человека, является «культура взаимоотношений».

Понятие «культура» (от «cultura» – «возделывать, обрабатывать») не имеет однозначного толкования и предстает у различных авторов в виде совокупности материальных и духовных ценностей, «второй» природы, человеческого мира, результата и/или способа человеческой деятельности, системного качества общества и др.

В антропологии культура – это образ жизни, которому следует община или племя; социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей. В социологии под культурой понимают общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения.

По нашему мнению, одним из наиболее точных определений культуры может считаться предложенное Л.Н. Коганом, в котором подчеркивается двойственность культуры: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей, с другой – качественная характеристика человеческой деятельности, показывающая «насколько последняя (в любой сфере) выступает реализацией сущностных сил, творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам».

Культура – это достояние общества в целом, и, говоря о культурных нормах общения, в первую очередь необходимо отталкиваться от общечеловеческих ценностей. Общественной формой, делающей возможной отношения между людьми во всем их конкретном многообразии является мораль. Характерные особенности морали – объективность, общезначимость, необходимость. В середине первого тысячелетия до нашей эры возникает фундаментальное правило нравственности, которое не потеряло своей актуальности и сегодня: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Мораль (этика) взаимоотношений – это совокупность гуманистических норм, ценностей, принципов отношений между людьми. В качестве норм человеческих отношений гуманизм утверждает уважение достоинства личности, принципы равенства, справедливости, человечности. В системе ценностных ориентаций нравственные привычки, потребности, чувства, убеждения являлись и являются важнейшими мотивами поведения человека.

Этикет (от фр. «etiquette» – «ярлык, этикетка») – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий; поведение в общественных местах, манеры и одежда). Педантичное следование правилам этикета не делает общение высоко культурным. Все внешние формы, способы общения должны выражать безусловное уважение достоинства партнера по общению.

Ключевой составляющей человеческих взаимоотношений является общение.

«Общенье» у В.И. Даля – это «сообщенье, сообщество, взаимное обращение»; «общаться» значит «приобщаться, соединяться, быть заодно, знаться, водиться, обращаться, дружиться».

Один из подходов к общению, имеющий на сегодняшний день достаточно широкое распространение, был развит Г.М. Андреевой, и основан на вычленении в общении трех аспектов (рис. 1).

Рисунок 1.

В соответствии с этим подходом, общение - сложный процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений.

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Общение – безусловный спутник человеческой истории и повседневной деятельности людей. С помощью общения осуществляется «перевод» объективного в субъективное, общественного в личностное, социального в индивидуальное и наоборот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Характеристика условий детского дома
Базой нашего исследования является Верховажский детский дом «Родник». Деятельность детского дома регламентируется программой развития учреждения. Основной целью детского дома является создание условий для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, полноценными гражданами, здоровыми физич ...

Категории

© 2019 Copyright www.sotbay.ru