Золотая педагогика

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Страница 2

М.А. Чернышева под культурой общения в широком смысле понимает совокупность норм, способов, форм взаимодействий людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения. Автор замечает, что культура общения несет на себе печать национального своеобразия того или иного народа. Ее проявление определяется неповторимостью исторического развития народа, национальными традициями, особенностями жизни общества на каждом этапе его развития. В узком смысле культура общения – это степень владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в конкретном обществе.

О.И. Даниленко, характеризуя особенности общения определенной социо-культурной группы, также использует понятие «культура общения», под которой понимает специфически человеческие способы поведения, обеспечивающие протекание процесса общения между людьми. В широком смысле, по представлению автора, к культуре общения относятся фактически все принятые в той или иной культурной общности способы выразить мысль и чувство, отношение к другому человеку или самому себе: слова, организованные в речь, ее динамические характеристики, интонации; выражение лица; поза; жесты, оформление внешности и т.п., которые обеспечивают возможность взаимопонимания и взаимодействия.

Е.П. Савруцкая обращает внимание не только на поведенческий аспект культуры общения, но и на внутренний – духовный. По ее мнению, культура общения характеризует уровень развития духовных и поведенческих факторов, благодаря которым осуществляется связь между людьми. Культура общения «предполагает соответствующие определенной исторической эпохе духовные качества людей, а реализуется она в общественной деятельности индивидов, их конкретных делах и поступках». Автор указывает на то, что важнейшим аспектом культуры общения является формирование типового общения, которое обеспечивает однонаправленность мыслей, чувств поведения индивидов в обществе. Люди в процессе исторического развития создали большое количество средств достижения типизации общения. Язык, произведения искусства, традиции, обычаи, обряды, этикеты, игры и т.п. – все они в совокупности своей, прямо или косвенно типизируют межличностное общение, формируют духовные и физические качества, превращают их в массовые привычки.

Итак, культура общения как социальное явление понимается исследователями по-разному, но все они отмечают самую главную черту данного феномена – его нормативность. Социальные нормы – это «правила поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц». Благодаря появлению этих правил общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. И, как отмечает Е.М. Пеньков, эти образцы поведения необходимы не только обществу, но и самой личности, более того, их возникновение стало возможным благодаря осознанию человеком своего отношения к другим людям, к социальной общности. Следовательно, социальная жизнь невозможна без нормативности общения.

Культура общения личности - сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний). Здесь просматривается единство духовной и поведенческой составляющих культуры общения человека.

Духовная составляющая культуры общения личности включает в себя ее отношение к культуре общения общества – социальным духовным богатствам общества – морали, этикету, знаниям. Поведенческая – характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. На это обращают внимание многие исследователи и, несмотря на наличие многосторонности в понимании сущности рассматриваемой культуры выделяют схожие ее компоненты:

- ценностный – характеризующий значимость для личности норм и ценностей гуманистического общения;

- когнитивный компонент, представляющий собой знания и умения личности в области общения;

- поведенческий, характеризующий реализацию ценностей, норм и правил в ситуациях повседневного общения.

Рисунок 2.

Только гармоничное сочетание представленных в структуре культуры общения элементов обеспечивает ее действенное функционирование. Следовательно, культура взаимоотношений, это – не просто способности, или совокупность знаний и умений, или простое следование нормам этикета. Это личностное образование характеризует, в первую очередь, значение для личности накопленных обществом духовных богатств в сфере общения, которая отражается в личностно-значимом элементе культуры общения человека и находит свое выражение в желаниях, интересах, идеалах, ценностных ориентациях, убеждениях личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Психологические аспекты средств массовой информации
Вполне естественно, что социальные аспекты, связанные с телеинформацией, не могут не затрагивать и чисто психологических аспектов. Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сц ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru