Золотая педагогика

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Страница 5

Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. По речи судят об уровне культуры личности и всего общества. Культура речи затрагивает не только процесс создания речи, но и ее восприятие.

Для того, чтобы структура речи приняла необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний. Поэтому, культура речи тесно связана с ораторским искусством, умением выступать на публике, интерес к которому возник еще в Древней Греции.

Определяем, что речевая культура личности отражает степень усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия речевого сообщения, применения знаний, способствующих эффективности данного процесса в ситуациях повседневного общения. В содержательном аспекте она включает в себя знание образцов совершенной речи, знание речевого этикета, знание психологических основ речевой коммуникации.

Речь сопровождается действиями – жестами, мимикой. Поэтому речевая культура дополняется культурой невербальной коммуникации. Этот вид коммуникации, также широко привлекающий к себе внимание, включает жесты, мимику, пантомимику, качество голоса, его диапазон, тональность, включение в речь пауз, других вкраплений, организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт.

Под культурой невербальной коммуникации личности мы понимаем личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия невербальной информации, а также использования и обогащения знаний, обеспечивающих успешность применения и понимания средств невербальной коммуникации – жестов, мимики, пантомимики, качества голоса, его диапазона, тональности и др. в повседневной практике общения.

В свою очередь, мимика, пантомимика, «вокальная мимика» являются проявлениями испытываемых человеком эмоций. Эмоции – особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами (переживания радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха, гнева и др.).

Эмоциональное поведение личности опосредовано и регламентировано: с одной стороны – общественными нормами и условностями, а с другой стороны – соображениями целесообразности. Поэтому человеку почти всегда приходится строго контролировать себя: где, как и, какие эмоции уместно проявлять.

Эта мысль содержится и в русской народной мудрости: «Язык держи, а сердце в кулак сожми», «Кто гнев свой одолевает – тот крепок бывает», «Господин гневу своему – господин всему».

Следовательно, эмоциональная культура общения личности – это личностное образование, характеризующееся уровнем признания, усвоения и соблюдения норм национального эмоционального поведения, овладения механизмами управления собственными эмоциональными состояниями в процессе общения с другими людьми.

Эмоциональная культура общения личности характеризует адекватность, коммуникативность и экономичность эмоций. Адекватность эмоций проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах. Коммуникативность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие. Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия партнеров.

Эмоциональное отношение к другому человеку возникает в процессе его восприятия и познания. Процесс восприятия человека человеком получил название перцептивной стороны общения. Этот аспект общения имеет большое значение в установлении взаимопонимания между участниками общения.

Создание чувственного образа человека, познание его убеждений, потребностей, характера происходят, прежде всего, по внешним признакам. Во-первых, воспринимается физический облик человека – тип сложения, возраст и расовые особенности, мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, речь, поза и др. Во-вторых – предметы и признаки внешнего «оформления» облика человека, которые оцениваются, как правило, окружающими с позиций, усвоенных ими этико-эстетических норм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Коррекция расслабления
Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение, как во время выполнения физических упражнений, так и ос­таточный повышенный тонус после его окончания, особенно послеметания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, вып ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru