Золотая педагогика

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации

Страница 6

Основными механизмами восприятия человека человеком являются: идентификация – отождествление себя с другим; рефлексия – осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

Идентификация связана с эмпатией – способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства. Эмпатия есть аффективное «понимание».

С другой стороны, важно осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это явление называется рефлексией. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение.

Стремление понять позицию другого человека предполагает наличие гуманистической установки на партнеров по общению, потому что другой – это ценность, «в нем заключен весь мир человеческой культуры, только посредством другого каждый может быть включен в социальное целое».

В содержательном аспекте для перцептивной культуры личности важны знания этико-эстетических норм оформления внешности, основ психологии восприятия человека человеком. От умений воспринимать любую информацию от партнера по общению – вербальную и невербальную зависит успешность коммуникации степень взаимопонимания между общающимися людьми.

Опираясь на ранее изученные положения, мы определяем перцептивную культуру личности как личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения в повседневном общении этико-эстетических норм оформления внешности, применения и расширения знаний в области эффективного восприятия человека человеком.

От уровня перцептивной культуры личности зависит не только эффективность коммуникации, но и взаимодействия между людьми. Взаимодействие или интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей.

С точки зрения А.В. Петровского, межличностное взаимодействие – это последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение Б, вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.

Единый акт взаимодействия включает в себя позиции участников, ситуацию, стиль действий. Совпадение позиций участников взаимодействия является первым показателем его эффективности. Вторым – адекватное понимание ситуации. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Это могут быть официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации.

Третьим показателем эффективности взаимодействия является адекватный стиль действия в конкретной ситуации. Он может быть ритуальным, манипулятивным, гуманистическим и др. Ритуальный стиль проявляется в исполнении обыденных ритуалов, таких, как приветствие, встреча, прощание, взаимодействия на некоторых официальных церемониях. Это требует знания норм поведения в таких ситуациях, предписываемых этикетом и этикой общения.

В зависимости от отношения партнеров по общению, их значимости друг для друга взаимодействие может протекать на различных уровнях.

На основе представленных положений определяем интерактивную культуру общения личности как личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения этико-этикетных норм взаимодействия, применения и степень обогащения знаний в области эффективного взаимодействия в повседневной практике общения.

Все выше изложенные теоретические положения позволяют рассматривать культуру взаимоотношений как системное образование, выступающее неотъемлемым компонентом социальной и личностной культуры.

Проанализировав программы дошкольного воспитания и результаты исследований необходимо отметить, что в современной системе образования и воспитания подрастающего поколения основное внимание уделяется лишь одной стороне развития детей - познавательной, интеллектуальной. Что же касается второй стороны развития и деятельности дошкольников — по освоению человеческих взаимоотношений, то она, как отмечает Д.И. Фельдштейн, «присутствует либо как добавка к обязательной учебной работе, либо в качестве эклектически организуемых мероприятий, либо в виде лозунгов, призывов… И хотя воспитание всегда было заботой общества, но воспитательный процесс никогда не был предметом такой же заботы образовательного учреждения, как процесс учебный. А в последние годы даже на государственном уровне было заявлено, что воспитание - это дело семьи».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Животные Австралии
Ехидны похожи на небольшого дикобраза, так как покрыты грубой шерстью и иголками. Максимальная длина тела составляет приблизительно 30 см. Их губы имеют клювоподобную форму. Конечности ехидн короткие и довольно сильные, с большими когтями, благодаря чему они могут хорошо копать. У ехидн нет зубов, ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru