Золотая педагогика

Анализ результатов исследования культуры взаимоотношений у дошкольников старшего дошкольного возраста

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Анализ результатов исследования культуры взаимоотношений у дошкольников старшего дошкольного возраста

Страница 2

Примечание: Условные обозначения, используемые в таблице:

++ - высокий уровень; положительная реакция

+ - средний уровень; реакция скорее положительная;

0 – нейтральная оценка; нейтральная реакция;

- - - низкий уровень, негативная реакция.

Культура поведения во взаимоотношениях со сверстниками оценивалась в баллах:

Высокий уровень сформированности навыков культуры поведения – 3 балла;

Средний уровень сформированности культуры поведения – 2 балла;

Низкий уровень сформированности культуры поведения – 1 балл.

Таким образом, данные таблицы позволяют выделить следующие типы детей:

Лидеры – эти дети активно вступают в контакт с другими детьми, у них много друзей, они пользуются большой популярность в детском коллективе. Они не ждут, когда их пригласят в игру, а сами являются инициаторами детских игр и распределяют роли в них. В исследуемом детском коллективе таких детей 20%.

Контактные дети – дети этой группы стремятся к общению, однако не проявляют инициативу первыми. Они ждут, когда их пригласят в игру. В данной группе таких детей подавляющее большинство – 60%.

Замкнутые дети – эти дети избегают общения по разнообразным причинам. Они не пользуются популярностью в детском коллективе. Предпочитают общаться с одним другом или воспитателями. В данной группе насчитывается 20% таких детей.

Что касается степени сформированности культуры поведения во взаимоотношениях друг с другом, то следует отметить, что многие дети знают как себя вести необходимо, но на практике нарушают эти правила. Только 10% детей имеют высокий уровень сформированности навыков культуры взаимоотношений и используют их на практике; 40% детей знают основные правила, но не всегда применяют их на практике, т.е. имеют средний уровень сформированности навыков культуры взаимоотношений; половина детей (50%) имеют низкий уровень сформированности навыков культуры взаимоотношений.

Таким образом, по результатам наблюдений большая часть детей нуждается в познании и овладении навыками культуры взаимоотношений, поскольку успешная социализация и самореализация ребенка в будущем невозможны без этого.

Второй этап исследования был посвящен проведению психологических тестов.

Диагностика детей с помощью методики «Лестница» показала, что подавляющее большинство детей (70%) считают себя «хорошими» и выбирают высокую позицию по отношению к сверстникам на диагностической лестнице. В основном это те дети, у которых в группе детского сада есть свои друзья. Друзья чаще всего размещаются в непосредственной близости, чаще всего чуть ниже себя (у 40% детей), на том же уровне у 20% детей и чуть ниже по отношению к себе у 10% детей.

Заниженная самооценка присуща в настоящий момент 30% детей, что является средним показателем для данной возрастной группы. Это дети, которые затруднились назвать своих друзей, либо всегда ставящие других детей на более высокие ступеньки лестницы.

Лишь незначительная часть группы (10%) оценивает себя как «хорошего человека», но подчеркивает, что «есть и лучше меня», то есть адекватно. Это дети с очень хорошо развитым мышлением, развитой речью, однако у некоторых из них мало друзей, что можно объяснить их большей взрослостью по сравнению с другими детьми, которая порой служит препятствием для межличностного общения (возникает проблема непонимания). В то же время этих детей в качестве друзей (реальных или желаемых) часто называли дети из группы детей с высокой самооценкой.

Анализ результатов исследования по данной методике свидетельствует, что самооценка детей чаще всего формируется под воздействием оценок окружающих: как взрослых (родителей, воспитателей и т.д.), так и детей (особенно сверстников). Самооценка ребенка в то же время оказывает значительное влияние на характер его межличностных взаимоотношений со сверстниками. Дети, пользующиеся популярностью в общении, чаще всего имеют высокую или адекватную самооценку. Дети, испытывающие проблемы в общении, не выбираемые другими в качестве друзей, практически всегда имеют заниженную самооценку. Однако, наблюдения показывают, что и чрезмерно завышенная самооценка может препятствовать развитию навыков общения со сверстниками. Следовательно, общительность ребенка, его умение вступать в контакт со сверстниками, достаточно тесно взаимосвязаны с уровнем его самооценки и, можно предположить, что развитие коммуникативной культуры должно начинаться, прежде всего, с формирования адекватной самооценки или повышения самооценки ребенка (в зависимости от исходного случая).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Изучения базового курса информатики учащимися с ограниченными возможностями
Для детей с ОВЖ информатика является особенно важной и интересной дисциплиной, ввиду ее широкого прикладного характера. Основная цель базового изучения основ информатики в школе — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования инф ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru