Золотая педагогика

Описание игровой программы по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело»

Образование » Формирование культуры взаимоотношений у детей 5–7 лет в условиях детского клуба » Описание игровой программы по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело»

Страница 3

Проведенное теоретическое исследование показало, что основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются: произвольность, соподчинение мотивов, самостоятельность, креативность, изменения в самосознании и адекватная самооценка. Возраст 6—7 лет является решающим в процессе становления личности.

Общение – специфический вид деятельности, присущий человеку, без которого практически невозможно гармоничное развитие и существование индивида. Потребность общаться и участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему.

Культура общения характеризует уровень развития духовных и поведенческих факторов, благодаря которым осуществляется связь между людьми. Она приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства и т.д.), объективных (окружающие условия – стиль родительского воспитания, информатизация общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам и т.п., личность педагога и т.д.

Формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста является необходимым условием гармоничной социализации, формирования позитивной самооценки и повышения общей успешности в жизни.

В ходе практического исследования, проведенного во второй главе с участием воспитанников детского клуба «Эрудит», нами были выделены следующие типы детей:

Лидеры – эти дети активно вступают в контакт с другими детьми, у них много друзей, они пользуются большой популярность в детском коллективе. Они не ждут, когда их пригласят в игру, а сами являются инициаторами детских игр и распределяют роли в них. В исследуемом детском коллективе таких детей 20%.

Контактные дети – дети этой группы стремятся к общению, однако не проявляют инициативу первыми. Они ждут, когда их пригласят в игру. В данной группе таких детей подавляющее большинство – 60% испытуемых.

Замкнутые дети – эти дети избегают общения по разнообразным причинам. Они не пользуются популярностью в детском коллективе. Предпочитают общаться с одним другом или воспитателями. В данной группе насчитывается 20% таких детей.

Исследование степени сформированности культуры взаимоотношений показало, что многие дети знают как себя необходимо вести, но на практике нарушают эти правила. Только 10% детей имеют высокий уровень сформированности навыков культуры взаимоотношений и используют их на практике; 40% детей знают основные правила, но не всегда применяют их на практике, т.е. имеют средний уровень сформированности навыков культуры взаимоотношений; половина детей (50%) имеют низкий уровень сформированности навыков культуры взаимоотношений.

Мы также выяснили, что наиболее благополучными чаще всего оказываются дети, которые преуспевают в какой-либо деятельности, умеют играть и ладить с другими детьми, как правило, веселые и приветливые. Другие дети подчеркивают их красоту, опрятность, послушание, доброжелательность. Наиболее неблагополучные в общении дети — это, как правило, те дети, которые не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и к тому же довольно часто крайне неуверенны в себе.

По результатам анкетирования родителей получены выводы свидетельствующие, что уровень культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Более того, причины этого кроются как в неэффективном стиле родительского воспитания (родители недопонимают значения привития норм культуры поведения и/или подчас сами демонстрируют не лучшие образцы поведения), так и в отсутствии системы воспитания культуры взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в условиях детского клуба. Следовательно, чтобы способствовать развитию культуры взаимоотношений детей необходимы скоординированные действия как со стороны родителей, так и со стороны всего педагогического коллектива детского клуба.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Пути реализации интеграции в процессе обучения
Существуют различные пути к реализации интеграции в процессе обучения. Известны следующие виды интеграции: интегрированные курсы на базе нескольких предметов из одной образовательной области на равнодолевых условиях; на базе одной дисциплины; при сочетании различных, но близких образовательных обла ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru