Золотая педагогика

Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий

Страница 3

Прежде всего, это связано с появлением возможности оптимизации учебного процесса путем переноса его центра тяжести на самостоятельную работу, активизации этой деятельности и повышения её эффективности и качества. Использование компьютерных средств позволяет получать первичную информацию не только от учителя, но и с помощью интерактивных обучающих программ, которые помогают при определенной степени компетентности освоить ту или иную дисциплину. Компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.

Следующим важным следствием применения компьютерных средств является использование инновационных методов обучения, которые носят коллективный исследовательский характер. Эти методы принимают активную форму, направленную на поиск и принятие решений в результате самостоятельной творческой деятельности.

Обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов, однако использование гипертекстовых структур учебного материала позволяет создать открытую систему интенсивного обучения, когда появляется возможность выбора подходящей программы и технологии обучения, т.е. система адаптируется под индивидуальные возможности каждого. Обучение становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными классными мероприятиями.

Роль учителя по мере совершенствования технологий все более и более сводится к управлению учебным процессом, однако это не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса.

Таким образом, "форма обучения с применением компьютерных средств отличается от существующих как по организации учебного процесса, так и по методам обучения".

Принципы дидактической концепции при использовании компьютеров в обучении иностранным языкам:

1. Строение процесса обучения должно основываться на самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Этот принцип определяет отношение субъектов процесса обучения и роль учителя в учебном процессе. Несомненно, личностное общение двух сторон есть неоценимое качество очной формы обучения, и его никогда не заменит общение с любой, даже самой умной машиной.

Однако в такой педагогической ситуации определяющим является талант педагога, который в условиях массового обучения не имеет такого эффекта, как при индивидуализированном обучении.

2. Для достижения максимального раскрытия творческих способностей необходимо создать такую образовательную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить всесторонний доступ к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать. Сейчас практически все образовательные учреждения имеют информационные ресурсы, обеспеченные средствами удаленного доступа посредством Интернет. В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер. Обучающие функции компьютера реализуются через компьютерные обучающие программы (КОП). Имея различное назначение (теоретический материал, тренажеры, контролирующие программы), эти обучающие программы обладают таким важным общим свойством, как интерактивность. Разработка КОП - достаточно сложная процедура, и главным элементом в ней является участие учителя. Это позволяет передать компьютерной программе педагогическую индивидуальность, то есть то, что в традиционной педагогике является основой педагогической школы.

Создание компьютерных обучающих программ требует определенных специфических знаний в области информационных технологий, но самое важное здесь - понять, что КОП требует иной организации (структурирования) учебного материала.

По мнению П.И. Щукина, роль учителя в учебной среде, представляющей собой море информации, средства доступа к ней и обучающие программы, заключается в следующем.

Первое - руководство учебным процессом, которое включает в себя консультирование обучающихся на всех этапах учебной программы и контроль качества знаний. При этом функция интерпретатора знаний, которая в традиционной дисциплинарной модели обучения принадлежит учителю, переходит в данной (информационной) модели к самому обучающемуся.

Второе, и не менее важное - воспитательная функция учителя. Образование - сложный и многогранный процесс развития профессиональных и личностных качеств, а "живое" общение в процессе воспитания личности - основа существования человеческого общества.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Разработка элективного курса «Твоя профессиональная карьера»
Оканчивая школу, многие учащиеся затрудняются в выборе будущей профессии. Это связано с рядом причин: слабо организованной профориентационной работой в образовательных учреждениях, отсутствием у учащихся навыков и умений познания самого себя, неумением соизмерять свои потребности с возможностями, и ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru