Золотая педагогика

Использование информационно-коммуникационных технологий в младшей школе на уроках иностранного языка

Образование » Особенности использования электронных средств обучения на начальном этапе обучения иностранному языку » Использование информационно-коммуникационных технологий в младшей школе на уроках иностранного языка

Страница 1

По мнению Ляховицкого М.В., развитие образовательных коммуникаций на базе информационных технологий, применяемых в процессе изучения дисциплины "Немецкий язык", позволяет актуализировать внимание на личностно ориентированном обучении. В этой связи применение информационно-коммуникационных обучающих технологий как расширяет возможности предъявления учебной информации, так и способствует повышению самоконтроля учебной деятельности, формированию у школьников рефлексии собственного труда.

В национальном докладе Российской Федерации на VIII Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" (г. Москва) отмечалось, что отличительными признаками новых информационных технологий обучения являются специфическая среда, в которой она осуществляется, и связанные с ней компоненты:

технический (вид используемой техники);

программно-технологический (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения);

организационно-методический (рекомендации учителям и обучающимся, организация учебного процесса);

предметная область знаний.

Под образовательными коммуникациями принято понимать совокупность способов, каналов, приёмов, режимов и форматов передачи необходимой учебной информации, относящейся непосредственно к содержанию обучения и подчинённой задачам профессиональной подготовки обучающегося.

В условиях образовательной коммуникации происходит взаимодействие субъектов образовательной деятельности (учителя и обучающиеся) по передаче и усвоению социального опыта, осуществляемое при помощи языка и других знаковых систем. В таком случае коммуникация - это процесс обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также организация совместной деятельности участников коммуникации (субъектов образовательной деятельности), в ходе которого вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. Основной целью образовательной коммуникации является передача социального опыта и преобразование развивающейся личности обучающихся.

Возможность развития образовательных коммуникаций становится очевидной при условии информатизации учебного процесса на базе внедрения современных информационно - коммуникационных технологий. В Законе об информации, информатизации и защите информации дефиниция информатизация представлена как "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

К информационным технологиям относятся средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.

При использовании лингвистических средств в информационно-образовательном поле функционирует реальное педагогическое общение на фоне взаимодействия педагогов и студентов, являющихся субъектами образовательного процесса.

В этой связи применение информационных технологий значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекать, погружать школьников в учебный процесс, расширять наборы применяемых учебных задач, повышать самоконтроль учебной деятельности, формировать рефлексию собственного труда и открывать новые возможности развития субъект-субъектного (учитель - обучающийся) взаимодействия в образовательном процессе.

К основным типам образовательной коммуникации в информационных технологиях, согласно Бондаренко, относятся:

реализация образовательной коммуникации, осуществляемой при взаимодействии субъекта учебной деятельности со способами фиксации социальной информации в форме различных конвенциональных знаков;

реализация межличностной коммуникации субъектов образовательной деятельности (учителей, обучающихся) по информационно-техническим каналам.

В первом случае в процессе изучения различных дисциплин гуманитарной направленности (Иностранный язык и др.) используется расширительное понятие текста, во втором - использование информационно-технических каналов. Общим для данных типов коммуникации в информационных технологиях является зависимость образовательного взаимодействия от лингвистических, лингвострановедческих особенностей передачи информации. Включение информационных технологий в учебный процесс позволяет учителю применить разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, активизировать самостоятельную работу обучающихся. В этой связи "информационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации, что является отражением гносеологической функции педагогического процесса".

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Планирование работы по апробации интерактивной технологии обучения
Эксперимент проводился на базе средней школы №6 села Батпак Осакаровского района Карагандинской области в 2004-2005 и 2005-2006 учебных годах. Таблица 1. Планирование работы по апробации интерактивной технологии обучения Этап работы Сроки Содержание работы I Сентябрь2004г.- декабрь 2004г Изучение т ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru