Золотая педагогика

Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности при изучении математики в средней школе

Образование » Использование мультимедийных средств при изучении свойств степенной функции в общеобразовательной школе » Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности при изучении математики в средней школе

Страница 3

От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

Широкое использование того или иного вида иллюстраций в трудных для понимания фрагментах текста, которые требуют наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для “оживления” всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

Отметим некоторые качества принципа наглядности обучения при использовании информационных технологий: с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа. С другой, при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание разнообразных моделей, явлений, процессов.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения.

Иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях:

· в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих дополнительного наглядного разъяснения;

· для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце модуля, темы, параграфа); для общего "оживления" учебного материала и повышения мотивации.

Принцип - "чем больше иллюстраций, тем лучше" - ложный. Наличие большого количества иллюстраций в тексте, неоправданное количество переходов на тот или иной вид рисунков, предоставление "неограниченной" свободы передвижения (за счет средств компьютерной навигации) по всему полю гипертекста к другим объектам посредством ссылок, может привести к противоположного результату.

Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.

Согласно исследованиям педагогической психологии в копилку формирования знаний учебный текст вносит около 25-30%, иллюстративный материал - до 10-15%, практические мероприятия и тренинги - до 35%, правильно выбранная методика обучения и средства - около 25%, тесты - не более 5%.

Специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления, при этом выделяются три группы:

1. Изобразительная наглядность:

· фоторепродукции картин;

· фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

· фотопортреты;

· фотоизображения окружающего мира (природы и общества);

· учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;

· фоторисунки и аппликации;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Содержание и технологии развития ИКК классных руководителей
Следующим пунктом в решении стоящей перед нами задачи была разработка и реализация специальной курсовой подготовки, рассчитанной на 36 часов, и реализуемой в рамках курсов повышения квалификации и в рамках методического объединения классных руководителей. Курсы повышения квалификации являются станд ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru