Золотая педагогика

Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности при изучении математики в средней школе

Образование » Использование мультимедийных средств при изучении свойств степенной функции в общеобразовательной школе » Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности при изучении математики в средней школе

Страница 4

· видеофрагменты (сюжетные видеоролики);

· видеофильмы (художественные и документальные).

2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели):

· таблицы;

· схемы;

· блок-схемы

· диаграммы;

· гистограммы;

· графики;

· макеты;

· карты;

· картосхемы;

· планшеты.

3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций):

· все фотоизображения;

· анимация и 3D моделирование (без звука);

· анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);

· аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);

· видеофрагменты, или видеоролики;

· аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.);

· видеофильмы (художественные и документальные).

Кроме представленной выше, существуют и другие классификации, такие как, например, классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала. Под понятием восприятие информации подразумевается включение в процесс усвоения информации органов чувств: слуховых, зрительных, двигательных и др.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио-видеофрагменты.

Различают следующие виды восприятия и познания (см. табл. 1)

Таблица 1

Чтобы уроки стали живыми, яркими и запоминающимися, учитель может использовать разные виды наглядности, применив плакаты, графики и картинки, иллюстрирующие тот или иной сюжет. Рассмотрим виды наглядности.

2. Виды наглядности

Выдающийся педагог Ян Амос Каменский противопоставляет принцип наглядности сухому преподаванию. Он считал, что “людей нужно учить разносторонне, не из книг только черпать мудрости, а с неба, с земли, с дубов, буков”.

Существует шесть видов наглядности, которые можно использовать на уроках:

1. Натуральная (естественная) наглядность

Натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.) и их использование такими, какие они есть на самом деле.

2. Изобразительная наглядность

Изобразительная наглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины и др.) - это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.

Дети с легкостью запоминают главную мысль, если они ее не только услышат, но и увидят.

3. Аналогии

В аналогии упоминается два объекта и какое-нибудь ключевое утверждение, связывающее эти объекты. Для одного объекта ключевое утверждение не очень понятно, непривычно, неясно, сомнительно, а для второго - хорошо понятно, привычно, ясно и очевидно.

В основе аналогии лежит сходство, в виде некоторого общего свойства или нескольких свойств. Как следствие, в любой аналогии должно быть некое сравнение, указывающее на то, что это свойство одинаково у обоих. В частности, это может быть сравнение в яркой, художественной форме, то есть, метафора. Наличие метафоры, почти всегда сигнализирует о явной или скрытой аналогии.

4. Словесно-образная наглядность

Словесно образная наглядность – это использование художественных образов, сравнений, образцов устного народного творчества. Применение словесно образной наглядности помогает ярче раскрыть математические модели, облегчив тем самым процесс восприятия и усвоения теоретического материала, усилить эмоциональное воздействие на аудиторию слушателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Научность и доступность обучения
Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение современных достижений науки. Перспектив ее развития в каждом учебном предмете. Содержание обучения во вспомогательной школе отличается элементарностью и практической направленностью. Несмотря на элементарный уровень знаний, который необхо ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru