Золотая педагогика

Информационные технологии в современном учебном процессе

Страница 6

· в объектах или явлениях, представляемых с помощью компьютерных программ, должны быть выделены основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представлять этот объект или языковое явление в виде целостного образования;

· наряду с этим, алгоритм, в соответствии, с которым строится деятельность обучаемого по усвоению материала, должен отражать логику его системного анализа.

4. Принцип активности. Поскольку активность обусловлена сознательностью, при разработке обучающих программ необходимо ориентироваться на следующие требование:

· целесообразно в структуру программы вводить ориентировочный компонент, который должен включать два вида знаний - знание о деятельности, реализуемой с помощью программы (цель деятельности, ее предмет, средства и основные этапы осуществления), и предметные знания, необходимые для успешной работы с программой (правила, справочно-информационные данные и т.д.).

Помимо психолого-педагогических и дидактических требований, в настоящее время большое внимание уделяется изучению психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, так как применение компьютера имеет положительные и отрицательные стороны.

1. Психологические особенности использования информационных технологий

В настоящее время особую актуальность приобретает изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности.

Растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы. Выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий:

· персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм;

· потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения;

· различные формы компьютерной тревожности;

· вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире.

Положительным моментом применения информационных технологий в образовании является возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к информационным ресурсам и наличие обратной связи.

Одной из негативных сторон информатизации является появление у некоторых людей компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере. Г. Маркулидес показал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере. Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого либо задания на ЭВМ, как правило имеют отрицательное отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Психологические аспекты средств массовой информации
Вполне естественно, что социальные аспекты, связанные с телеинформацией, не могут не затрагивать и чисто психологических аспектов. Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сц ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru