Золотая педагогика

Характеристика детей с нарушениями речи

Страница 1

Основные причины нарушений речи:

Среди факторов, обуславливающих возникновение речевых нарушений у детей, выделяют неблагоприятные экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние), а также условия окружающей среды.

Основным признаком тяжелого речевого нарушения есть ярко выраженная ограниченность способов и средств для речевого общения при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Дети, обладающие такими нарушениями, имеют скудный речевой запас, некоторые совсем не могут говорить. В данном случае общение с окружающими довольно ограничено. Несмотря на тот факт, что большинство этих детей способны понимать постороннюю речь, сами они лишены возможности общаться с окружающими в словесной форме. Это ведет к тяжелому положению таких детей в коллективе: игры со сверстниками для них полностью или частично недоступны, как и возможность участия в общественной деятельности. В таких условиях развивающее влияние общения становится минимальным. В связи с этим, у детей часто возникает вторичное отставание психики, несмотря на все возможности умственного развития, что часто дает повод неверно принимать их за неполноценных в интеллектуальном плане. Это впечатление особенно усугубляется фактами отставания в овладении грамотой и решении арифметических задач.

Характерным для тяжелых речевых нарушений является общее речевое недоразвитие, что провоцирует неполноценности звуковой, лексической и грамматической сторон речи. Как следствие этого, у большинства детей с тяжелыми дефектами речи можно наблюдать ограниченность мышления и речевых обобщений, затруднения при чтении и письме. Все вышеперечисленное осложняет усвоение основ базовых наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Осознание своей неполноценности и бессильные попытки общения не редко приводят к изменениям характера: бурным эмоциональным срывам, замкнутости или негативизму. В отдельных случаях проявляется апатия и равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень тяжести выражения данных реакций напрямую зависит от окружающих ребенка условий. Ежели на дефект не обращают повышенного внимания, не фиксируют неправильность его речи, не подчеркивают особенности нетактичными замечаниями, пытаются его понять и тем самым облегчить тяжкое общественное положение, в личности ребенка наблюдается меньше реактивных наслоений. Зачастую, используя правильный педагогический подход, можно добиться от детей нормальной устной и письменной речи, усвоения необходимого объема базовых знаний в школе. При таком развитии речи, как правило, уменьшаются и исчезают вторичные психические изменения.

Наиболее часто встречаемыми тяжелыми нарушениями считаются алалия, ринолалия, афазия, или же разнообразного типа дизартрия.

Отдельные формы заикания также можно отнести к тяжелым речевым нарушениям, в случае если данный дефект лишает ребенка способности нормального обучения в массовой школе. Как правило, сюда относятся заикание в комплексе с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями стоит осуществлять с применением специальной системы в специализированных детских садах либо школах для детей с тяжкими дефектами речи. Принципиально возможно обучение и воспитание таких детей в семье. Основным правилом является установление тесного контакта с ребенком, бережное и внимательное отношение. В основе обучения лежит коррекция отклонений устной речи и подготовка к усвоению грамоты. В время обучения азам арифметики, усиленное внимание обращается на развитие способностей к пониманию текстового выражения задачи. Пути компенсации напрямую зависят от сути дефекта, а также индивидуальных особенностей больного ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Теоретические подходы к интересу и его роли в обучении
Интерес (от лат. Interest – имеет значение, важно) –форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей действительности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. И ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru