Золотая педагогика

Характеристика детей с нарушениями речи

Страница 2

Выделяют следующие причины речевой патологии:

1. Внутриутробная патология (вирусные и эндокринные заболевания при беременности, тяжелый токсикоз и интоксикации, различные травмы, несовместимость групп крови по резус-фактору). Самые грубые нарушения речи возникают при отклонениях в развитии плода в период от 4 недель до 4 месяцев, что и приводит к дефектам строения губ и неба (расщелины неба, раздвоенная (заячья) губа, “готическое” небо), отклонениям норм прикуса. На поздних сроках беременности различные патологические воздействия приводят к задержке в созревании нервной системы, а не к пороку развития.

2. Родовые патологии (травма, асфиксия) приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Такие кровоизлияния могут обширно затрагивать зоны коры головного мозга, отвечающие за речь (что приведет к системному недоразвитию речи) или затронуть локально, что чревато нарушением лишь одной стороны речи.

3. Различные детские заболевания, перенесенные в первый год жизни– вирусы и инфекции, соматические заболевания, которые приводят к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.

4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Чаще всего они предрасполагают к речевым патологиям, но реализуются в неё лишь в сочетании с остальными, даже незначительными факторами.

5. Разнообразные неблагоприятные воздействия окружающей среды: недостаточность, отсутствие речевого общения, дефекты у окружающих (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей), эмоциональный контакт во время созревания речевых функций ребенка (острые или длительные ситуации, травмирующие психику; постоянные госпитализации детей на длительный срок).

Каждая из вышеперечисленных причин, а часто и их сочетание в сумме могут вызывать патологии различных сторон речи.

Принципиальное значение имеет диагностика аномалий речи на ранних стадиях, т.к. своевременная медицинская или же педагогическая коррекция существенно повышает вероятность нормального и полноценного школьного обучения.

К детям с речевыми отклонениями относят также детей с психофизическими нарушениями различной степени выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) речевых функций. От прочих категорий детей с ограниченными возможностями их отделяет наличие нормального биологического слуха, зрения, полноценные предпосылки для развитого интеллекта. Выделение данных дифференцирующих признаков способствует их отграничению от сравнения с детьми, страдающими олигофренией, отклонениями психического развития, слепых (слабовидящих), детей с аутизмом, др.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4]

Органическое поражение мозга обусловливает то, что такие дети тяжело переносят жару и духоту, поездки в транспорте, длительное пребывание на качелях, довольно частые жалобы на головные боли, головокружения, тошноту. Большинство детей с наличием поражений мозга обладают различными двигательными дисфункциями: не соблюдение равновесия, проблемы с координацией, не способность дифференцировать движения пальцев на руках и проблемы с артикуляцией.

Такие дети довольно быстро чувствуют усталость, истощение и пресыщение от любого вида деятельности. Их можно охарактеризовать как раздражительных, быстро возбудимых, двигательно расторможенных, тех, которые не способны сидеть спокойно. Дети постоянно что-то теребят в руках, болтают ногами и т.п. Они очень не устойчивы в эмоциональном плане, способны к резкой смене настроения, иногда даже с проявлением агрессии, беспокойства и навязчивости.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр
В теоретической части работы нами было отмечено, что условием эффективности математического развития ребенка дошкольного возраста является широкое использование игры в обучении как ведущего вида деятельности дошкольников. Игры с математическим содержанием способствуют: - развитию логического мышлен ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru