Золотая педагогика

Влияние двигательной активности ребенка на речь

Движения, практическая деятельность детей имеет важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И.П. Павлов, В.Н. Аванесова, А.А. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман).

Изучением развития двигательных функций рук занимался ряд авторов: Н.Л. Фигурин и М.М Кольцова, М.Ю.Кистяковская, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Г.Ф. А.В. Запорожец, Городецкая и другие .

Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития моторики рук и координации.

Как можно увидеть в наблюдениях Е.Ф. Архиповой, в овладении движениями рук важную роль играет подражание.

Повторение собственных движений ребенка выражается в том, что он начинает вертеть перед лицом одной, затем другой рукой, затем снова первой. Ранее заученные движения ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый с ним их проделывает. В конце первого - начале второго года он начинает внимательно наблюдать за действиями взрослого, которые он воспринимает как новые, а затем пытается сделать то же самое.

Предметные действия у ребенка развиваются в процессе общения со взрослыми и это общение требует определенных условий.

Р.Я. Абрамович-Лехтман [цит.по 3] описывает становление предметно-игровой деятельности и выделяет три этапа:

1) в 4-7 месяцев - формируются простые результативные повторные предметные действия, целенаправленные;

2) в 7- 12 месяцев - этап соотносимых действий (одновременно двумя предметами);

3) в 12- 18 месяцев - этап появления функциональных действий: ребенок определяет функции предмета и применяет такое же действие к другим предметам; развивает игру.

При достижении одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, ползает, переворачивается, переступает у опоры, стоит, начинает ходить без поддержки.

Темпы двигательного прогресса здорового ребенка могут иметь широкий диапазон: так, одни дети самостоятельно ходить начинают в 9-12 мес., другие только к 12-15 мес. Но во всех случаях сохраняется последовательность в развитии двигательных функций.

В среднем и старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться двигательные умения и навыки, развитие физических качеств, идет полное развитие координации движений, ориентирование в пространстве, равновесие.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют координацией тела, у них качественно улучшаются пространственно-временные ориентиры. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, качественно развивается функция равновесия.

Стоит отметить, что у детей 6–7 лет еще достаточно слабо развиты мелкие мышцы кистей, несовершенна нервная регуляция, и это сильно затрудняет формирование и качественное выполнение движений. Эти функции завершат формирование к 10–13 годам.

Сложные движения ребенка – это произвольные движения, т.е. движения, имеющие цель, которые контролируются, планируются и оцениваются; движения, которые могут изменяться при изменении условий деятельности. Выполнение этих движений обеспечивается интегральной деятельностью различных структур мозга.

Еще по теме:

Воспитывающая и развивающая направленность обучения
Процесс обучения во вспомогательной школе прежде всего направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков,но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся. Воспитывающая направленность обучения во вспомогательной школе состоит в формировании у учащи ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru