Золотая педагогика

Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи

Образование » Использование игровых приёмов в коррекционной работе при дизартрии у дошкольников » Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи

Страница 1

Речевые и неречевые функции тесно взаимосвязаны. По данным М.И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевой зоны совершается под влиянием импульсов, которые поступают от рук. Совершенствование моторики рук способствует активизации моторной и речевой зоны головного мозга и как следствие этого - развитие речевых функций.

Понятие «мелкая моторика» в буквальном переводе означает движение рук.

Совершенствование моторики рук способствует активизации различных зон головного мозга. Уровень развития моторики – один из показателей готовности к обучению. Развитие мелкой моторики рук у человека тесно связано с уровнем развития его речевой деятельности, и как следствие недостатки в развитии этого навыка повлекут за собой недостатки речевой артикуляции.

У детей с нарушениями речи наблюдается снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертности. У них нет реализации потребности в эмоциональном общении со взрослыми.

При дальнейшем развитии у детей с нарушениями речи не реализуется интерес ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к игрушкам в руках у взрослого.

Это отражается на развитии первых действий с предметами- хватании. У детей с нарушениями речи отсутствует активное хватание, нет формирования зрительно-двигательной координации и восприятия свойств предметов.

У детей с нарушениями речи в раннем возрасте предметная деятельность не формируется. Они вообще не берут игрушки в руки, не играют с ними.

Наличие неадекватных действий-верный признак ребенка с нарушениями речи.

В то же время тенденции развития ребенка с нарушениями речи те же, что и у нормально развивающегося. Многое в развитии ребенка-отставание в овладении предметными действиями, отставание и системные отклонения в развитии речи и познавательных процессов - в существнной мере носит вторичный вид.

В младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают специфическими манипуляциями, которые обязаны лечь в основу формирования зрительно-двигательной координации и выделения свойств и отношений предметов.

Следует отметить также наличие у младших дошкольников с нарушениеми речи недоразвития двигательной сферы и, прежде всего, мелкой моторики. Движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой.

Для детей с нарушениями речи дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На базе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам реализуется и ознакомление с их свойствами и отношениями.

Нарушение мелкой моторики проявляют себя в продуктивных видах деятельности: ручном труде и изобразительной деятельности. Часто ребенок с нарушениями речи активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. Это означает, что ребенок заменяет умение менять направление линии при позиции тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя тренировки пальцев и руки. Серьезным недостатком, обуславливающим многие проблемы в развитии мелкой моторики детей есть отсутствие самоконтроля за действиями, нарушение темпа действий и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Характеристика детей с нарушениями речи
Основные причины нарушений речи: Среди факторов, обуславливающих возникновение речевых нарушений у детей, выделяют неблагоприятные экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние), а также условия окружающей среды. Основным признаком тяжелого речевого нарушения есть ярко выраженная ограниченность спо ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru