Золотая педагогика

Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка

Приобретение ребенком различных необходимых ему умений и навыков происходит значительно проще, когда навыки для него являются привлекательными. В таких случаях он самостоятельно активно старается приобрести опыт в новом виде деятельности.

Это факт нужно учитывать при формировании у детей садовского возраста жизненно важных навыков, к числу которых, принадлежит речь. Л.С. Выготский, поэтому, не случайно упоминает о том, , что «письмо нужно не навязать ребенку», а стараться «вырастить у него в процессе игры потребность в письме». Того же мнения придерживался в своих работах и Е.В. Гурьянов.

На самом деле само «письмо» ребенку не интересно. Оно может быть воспринято лишь в его внешней, видимой части – в виде движений руки. Значит, дети садовского возраста можно заинтересовать непосредственно «двигательной» частью процесса письма. Заинтересовав детей данной стороной процесса, мы будем иметь возможность еще в дошкольном возрасте хорошо развить тонкую ручную моторику.

Развитие мелкой моторики рук необходимо не только для процесса самого письма, но и для формирования у детей процесса устной речи. Наличие такой зависимости имеет свое историческое обоснование.

На ранней стадии развития человечества в процессе взаимодействия людей широко употреблялись ручные жесты – указывающие и призывающие, отталкивающие и угрожающие, оборонительные и.т.д. Данные жесты непосредственно сочетались с эмоциональными возгласами и иными голосовыми проявлениями. Развившаяся впоследствии словесная речь долгое время сопровождалась постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. Жестикуляция и ручная деятельность имели для первобытного человека жизненно важное значение, поэтому обе эти функции получили свое представительство в коре головного мозга человека. И области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки крюки», «не руками сделано», «не руками сшито».

Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить – ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.

Одновременно нужно привлечь внимание ребёнка к самому пространству листа, научить его «писать» начиная с верхней его части и в направлении слева направо. (Нередко даже ученики 1 класса начинают писать с середины листа или с середины строки, причём в направлении справа налево).

Особое значение в овладении свободой движении кисти руки имеет плавное выписывание ребёнком непрерывных, волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности и напряжённости движений руки при письме.

В вопросах подготовки ребёнка к школе вообще и к овладению письмом – в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой.

Еще по теме:

Выявление преобладающего типа личности
Исследование данного типа направлено на определение преобладающего типа личности в группе. Студентам предлагается нарисовать человека, используя геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат) так, чтобы общее число используемых фигур было равно 10 (не больше и не меньше). Интерпретировались рез ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru