Золотая педагогика

Музейная экспозиция как средство художественно-эстетического воспитания школьников

Образование » Дагестанский краеведческий музей и его роль в эстетическом воспитании школьников » Музейная экспозиция как средство художественно-эстетического воспитания школьников

Страница 1

При всем разнообразии существующих сегодня музеев в разных странах, обусловленных особенностями их истории, социально-политического устройства, культурных традиций в развитии музейного дела в мире наблюдается ряд общих черт и устойчивых тенденций. Объясняется это прежде всего общностью задач, встающими перед музеями в современных условиях роста культурного самосознания народов, повсеместного усиления интереса к культурам прошлого и потребностью выявления ценностей в условиях меняющейся социокультурной ситуации. Известно, что рассматриваемые аспекты проблемы музейной работы, обусловленные прежде всего развитием современной науки, сферы педагогического образования, происходящими во всем мире, являются актуальными и современными для ученых- исследователей. И сегодня к их числу относятся, прежде всего, проблемы, связанные с междисциплинарным подходом к музейной работе, с реализацией дифференцированного подхода к музейной аудитории, поиска новых форм работы с учащимися школ с помощью музейных средств и многие другие. Анализ деятельности музеев показывает, что сегодня в решении этих актуальных проблем накоплен уже довольно большой опыт, как в России, так и в других странах.

На современном этапе важнейшим направлением реализации музеями социальной функции образования и воспитания является работа с учащимися школ. С учетом специфики музейных средств развитие данного вида деятельности музеев имеет свою сложную историю, до сих пор не получившую должного научно-теоретического освещения в музееведческой педагогической литературе.

Важнейшая роль в осуществлении этих педагогических и дидактических задач по праву принадлежит системе дисциплин эстетического цикла. Эстетические дисциплины являют собой достаточно сложный комплекс дидактических составляющих -изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, словесный фольклор-то, что в совокупности составляет тот уникальный потенциал, который каждый народ вносит в мировую культуру.

Сегодня особо важна роль эстетического воспитания школьников в нейтрализации негативного воздействия средств массовой информации, т.е. видов "поп-культуры": телевидения, радио, коммерческих передач, рекламы, периодических книжных издании - броских и ярких, но отнюдь, не воспитательных материалах. Особая роль в нейтрализации этих отрицательных явлений, и их постоянного воздействия на психику школьника несомненно принадлежит школе.

Неисчерпаемым потенциалом в этом отношении, в силу своих специфических возможностей, может стать последовательное приобщение учащихся к художественной культуре посредством музейных средств. Сегодня одним из приоритетных направлений в процессе художественной деятельности, является развитие творческих способностей школьников с помощью музейных средств.

В процессе обучения изобразительному искусству, учителю необходимо учитывать в своей практической работе, что в творческих способностях каждого конкретного учащегося есть несколько гармонически сочетающихся объективных и субъективных факторов. Сюда относятся, прежде всего, индивидуальные художественные, изобразительные и творческие способности, степень одаренности, личный опыт, основанный на этнической, исторической, культурной, бытовой базе общественного окружения, в которой растет и воспитывается ребенок и подросток. Воздействие совокупности указанных факторов находит психологическое и практическое воплощение как в эстетической - оценочной, так и в художественной - практической преемственности.

Учителю важно знать, что у учащихся школ должна быть стройная система художественно-эстетических критериев и оценок на их основе, восприятий и представлений, способностей к усвоению и подготовленной систематизации полученных знаний, умений и навыков, выработанная как им лично, так и старшими наставниками.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка
Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru