Золотая педагогика

Музейная экспозиция как средство художественно-эстетического воспитания школьников

Образование » Дагестанский краеведческий музей и его роль в эстетическом воспитании школьников » Музейная экспозиция как средство художественно-эстетического воспитания школьников

Страница 3

Одна из главных задач преподавания изобразительного искусства - воспитание у учащихся способности глубоко и полноценно понимать художественные ценности и, частности, ценности музейной культуры. Для этого преподаватель должен умело сочетать различные дидактические и воспитательные компоненты, использовать возможность развивать творческие способности школьников при помощи музейных средств. На развитие детского творчества благотворно влияет ознакомление с произведениями искусства.

Как научная дисциплина психология творчества делит проявления творческой деятельности на следующие основные этапы: утилитарный, конструкторский и эстетически-направленный. Последний включает литературную, музыкальную, театральную, и, особенно, что нас интересует, изобразительную, художественно-творческую деятельность школьников с помощью музейной культуры.

Как убедительно показывает анализ состояния школьной практики, в педагогической воспитательной и обучающей работе со школьниками следует максимально плодотворно использовать педагогический потенциал музеев в развитии художественной культуры школьников. Это весьма плодотворно способствует как общему интеллектуальному развитию учащегося, так и достаточно успешному формированию его художественного вкуса. Когда преподаватель на уроках ИЗО предлагает учащимся для рассмотрения и оценочного, критического анализа экспозиционного материала, он должен поставить цель не только добиться его правильной эстетической оценки учащимися "красиво-некрасиво", но и оптимальной интенсивной активизации их интеллектуальных, творческих возможностей, познавательного потенциала, интенсивного повышения интереса к национальной художественной культуре.

Многовековой традиционный эстетический потенциал народных художественных промыслов и ремесел; в частности предметы быта и экспонаты, имеющиеся в различных, особенно местных музеях - это совершенно своеобразная, в своем роде уникальная и весьма плодотворная познавательная школа, весьма способствующая естественному воспитанию и формированию оценочных художественных критериев учащихся школ.

Пристального внимания и тщательного изучения имеющихся в музеях экспонатов заслуживают и педагогические возможности народного наследия - они помогают воспитать у ребенка такие качества, как уважение к традициям народа, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, внимание, восприимчивость к предметам быта.

Исторический педагогический опыт с полной очевидностью доказывает, что главными составляющими в процессе формирования подрастающего поколения, воздействующими в едином неразрывном комплексе, являются географическая, национальная, социальная среда, свойственный и присущий данному конкретному народу. Сюда прежде всего также следует отнести бытовой повседневный уклад, исторически сложившиеся виды трудовой деятельности, локальные художественные промыслы, возможности музейных средств, язык, фольклорный потенциал, привычные с детства эстетические критерии оценки природных и бытовых объектов, общие принципы правильного восприятия мирового и отечественного художественного наследия, а также религиозные традиции. Умелое использование специфических возможностей и педагогического потенциала музея на уроках дисциплин художественно-эстетического цикла, позволит не только приобщить учащихся к окружающему предметному миру, но и сформировать интерес к культурным и общечеловеческим ценностям. Важную роль в практическом осуществлении этих задач отводится предмету "изобразительное искусство", при изучении которого музеи выступают как один из ведущих компонентов учебного предмета в процессе приобщения учащихся к художественной культуре.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Объекты и процедуры проектирования
Педагогическое проектирование связано с разработкой эффектив­ной деятельности, как педагогов, так и учащихся. Посредством грамотно разработанных педагогиче­ских процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности учащихся, сводит к минимуму отрицательное вл ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru