Золотая педагогика

Экспонаты декоративно-прикладного искусства как форма приобщения учащихся к традиционной культуре

Образование » Дагестанский краеведческий музей и его роль в эстетическом воспитании школьников » Экспонаты декоративно-прикладного искусства как форма приобщения учащихся к традиционной культуре

Страница 2

Предметы вооружения представлены железными мечами и кинжалами, также наконечниками копий и стрел, пластинчатыми чешуями панциря. Защитную роль могла выполнять и куртка из кожи крупного рогатого скота, служившая основой доспеха, и войлочные накидки-бурки.

Много завоевателей прошли с огнем и мечом, через территорию Дагестана. О каждом из них сохранились различные предметы, указывающие на их присутствие, а еще легенды и народная память.

Здесь много личных вещей знаменитых, легендарных личностей, например шпага Тимура. Выставлено множество экспонатов по истории Дагестана – вещи полевых экспедиций музея, коллекции и частные поступления. Вся история Кавказской войны XIX в, традиции и быт горских народов предстают перед нами.

Бесконечные набеги и войны вынуждали жителей Дагестана строить башни - боевые, сигнальные, жилые. Они разбросаны по всему Нагорному Дагестану. Самые древние сохранившиеся башни - боевая (XVII в) в ауле Изари и сторожевая (XVIII в) в ауле Корода. Сигнальные башни высятся над перевалом в скалистом отроге Богоса близ аулов Хуштада и Тиндинага над Килой. Башни - молчаливые свидетели бурных событий истории Дагестана, память народа.

Немало в аулах и селениях Дагестана культовых сооружений ислама, который принесли сюда арабы, завоевавшие этот край в VI в. Самые известные - мечеть XI - XII вв в Уркарахе, Джума - Мечеть (XII - XV вв) с Караван - сараем в старинной части Дербента, минарет в Нижнем Дженгутае (1845 г.). Все это отражено в фотографиях, а чаще в рисунках и картинах

Сохранились в Дагестане и следы христианства. В укромном местечке Датуна располож храм IX - XI вв. При исследовании Верхнечирюртовского городища в Дагестане, в хазарском слое археологами обнаружены две христианские церкви из камня, а также многочисленные предметы христианского культа, представленные в музее.

С художественными традициями бронзового литья было тесно связано и искусство ювелирной обработки серебра, также возникшее в эпоху средневековья. Почти в каждом селении были мастера серебряного дела, изготовлявшие всевозможные женские украшения: пояса, застежки, кольца, игольницы, а также мужские пояса и газыри.

Средневековье продолжило традицию обработки камня. Массовый характер носили такие производства, как ковровое, суконное, войлочное, бурочное, ювелирное и др. Мирной жизни горцев, постоянно угрожали иноземные захватчики. И тогда отдельные государственные объединения Дагестана решили просить покровительства России.

В музее представлены тексты обращений с просьбой о принятии в русское подданство Магомет-хана Казикумухского (1752 г.), Магомед-нуцал-хана аварского (1753 г.),.Андийского общества (1757 г.)

Много в музее портретов исторических личностей и документов рассказывающих об их деятельности. Шейх Мансур (Ушурма) Алдинский, – первый имам национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа, (март 1785 г. - июнь 1791 г.) Три документа 1785 г: обращение шейха Мансура к кумыкским князьям с просьбой подняться на священную войну, письмо шейху Мансуру от Умма-хана Аварского о своей готовности присоединиться к нему и прокламации генерала Потемкина П. С. к чеченскому и кумыкскому населению не поддерживать шейха Мансура.

Выдающийся полководец русской армии П. И. Багратион, родился в Кизляре (где есть музей П.И. Багратиона). 26 июня 1785 г. при разгроме чеченцами отряда полковника Пьери у аула Алды, было убито 300 солдат, 9 офицеров, в т. ч. Пьери, взято в плен около 200 человек., в т.ч. и П. И. Багратион.

Отдельный стенд посвящен последнему имаму Чечни и Дагестана Шамилю – серебряная печать Шамиля, его чернильный прибор, письма Шамиля князю А.Барятинскому 1867 и 1869 гг. и т.д.

Центральными экспонатами являются картины рассказывающие о штурме и взятии Ахульго, укреплённой резиденции Шамиля, осада которой началась 13 июня 1839 г. генералом Грабе. Ахульго было взято 22 августа, после героической обороны аула.

Немалый интерес представляет донесение генерал-адъютанта Чернышева генералу Головину с советом использовать против горцев методы подкупа и диверсий, разжечь вражду между Шамилем и чеченскими наибами Ахверды-Магомой, Шуаиб-муллой. (1842 г.)

Особый интерес представляют материалы, связанные с пребыванием известного хирурга Н.И. Пирогова, его участие в осаде крепости Салты. (1847 г.) Именно в ходе Кавказской войны было впервые испытано эфирование при производстве операций на поле сражений, а также впервые в истории медицины стал применять при лечении ран йодовую настойку, неподвижную (крахмальную) повязку. В музее хранится набор инструментов Н.И.Пирогова, который он подарил своему ученику

Осада Гуниба – еще одна яркая страница Кавказской войны. Которая также запечатлена в картинах. 20 августа 1859г. прозвучал ультиматум князя Барятинского защитникам Гуниба о сдаче. 22 августа Шамилю было передано письмо военного министра генерал-адъютанта Милютина с просьбой немедленно ответить на требование князя Барятинского. С этого дня началась осада Гуниба. Ночью с 23 на 24 - начало штурма. 24 – Князь Барятинский объявил вознаграждение в 10 000 рублей за пленение живого Шамиля. 25. августа 1859 г. около 3-х часов дня имам Шамиль добровольно сдался в плен князю Барятинскому. Русские войска заняли Гуниб. 26 августа 1866 г. Шамиль принес присягу на подданство и верность России. До 1870 г. Шамиль проживал в Калуге и Киеве. В 1870 г. Шамиль, с разрешения царя, отправился в Мекку. 4 февраля 1871 г. умер в Медине и похоронен на кладбище Джаннат-Эм-Баки.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Анализ содержания работы по развитию логических приемов мышления в процессе формирования счетной деятельности в образовательных программах ДОУ
Структура любой программы включает в себя следующие компоненты: - программные задачи; - требования к содержанию знаний и умений, которые необходимо сформировать в результате решения задач; - формы и методы педагогической работы. Особенности содержания компонентов программы определяются концептуальн ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru