Золотая педагогика

Экспонаты декоративно-прикладного искусства как форма приобщения учащихся к традиционной культуре

Образование » Дагестанский краеведческий музей и его роль в эстетическом воспитании школьников » Экспонаты декоративно-прикладного искусства как форма приобщения учащихся к традиционной культуре

Страница 3

Есть в музее и портрет Хаджи-Мурата. 30 января 1852 г. известный русский художник князь Г. Гагарин, состоявший при штабе наместника, зарисовал наиба за игрой в шахматы. Это единственное правдивое изображение с натуры Хаджи Мурада.

Есть экспонаты, освещающие приезд императора Александра II с великими князьями Александром и Владимиром в Петровск Посещение им Темир-Хан-Шуры и Гуниба.

Третий этаж музея можно охарактеризовать двумя словами: Дагестан и Россия. Дружба и Ненависть. Обогащение культур и уничтожение ценностей горского народа. Пленением Шамиля в 1859 г. закончилась 30-летняя Кавказская война. Картины Рубо, Шабанова, Гагарина и других известных художников передают самые напряженные моменты этого времени.

Самым крупным и ожесточенным было восстание в 1877 г. Руководителями и вдохновителями его являлись многие ученые и религиозные деятели: Гасан Алкадарский, Гази-Магомед Согратлинский, кадий (судья) Цудахарский, Кази-Ахмед и Абдул Казикумухские. Восстание длилось почти год и усмирение было жестоким, разрушались непокорные аулы, сжигались хлеба и хозяйства горцев, налагались миллионные контрибуции. Пять тысяч горцев были выселены в Сибирь, где многие находили вечный покой. Руководители частью казнены, частью посажены в тюрьмы.

В музее этот период представлен портретами наместников на Кавказе, главнокомандующих войсками (портрет князя Л.И.Меликова и др.), руководителями восстания, картиной С. Тихилова "Согратль 1877 г.", аула, который был сожжен дотла, рисунком Т. Бейбулатова "Восставших горцев ведут в Сибирь".

Документов этого периода в музее немало. Распоряжение командующего войсками А.П.Свистунова: "Выдавать 25 руб. за каждого повстанца, доставленного живым или мертвым" (Почему-то на память пришло - вознаграждение за скальпы индейцев). Или "дать андийцам чеченские земли, если они будут хорошо драться с бунтовщиками". И его же приказ: "поголовно выселять горцев на плоскость или выморозить их всех зимою, как тараканов и уничтожить голодом".

Есть в музее и документы о связи Дагестана в это время с Османской империей.

Прошли долгие годы пребывания горских народов под тяжким гнетом царизма. Дагестан оставался одной из отсталых окраин России. Поэтому революционными волнениями Дагестан также, как и Россия был охвачен начиная с 1905 г.

Народ Дагестана внес свой достойный вклад и в приближении Дня Победы. В Великой Отечественной войне участвовало более 150 тысяч дагестанцев, половина из них не вернулись с полей сражений. Как и вся страна, Дагестан потерял своих лучших сыновей, достойно защищающих страну. 58 человек удостоились звания Героя Советского Союза, 7 воинов-дагестанцев были награждены орденами славы трех степеней. В процентном отношении лакцы занимают первое место в СССР по численности Героев Великой Отечественной войны.

Обращаем особое внимание на портрет Ахмет-Хан Султана, погибшего при испытании нового реактивного двигателя. Дважды Герой Советского Союза, он был также награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта" и шестью медалями.

Рядом портрет легендарного подводника, Героя Советского Союза, Гаджиева Магомета Имадутдиновича, первого дагестанца, награжденного орденом Ленина. На личном боевом счету которого к июню 1942 г, (дата гибели), было 10 потопленных транспортов и кораблей врага.

Затем последовали стенды развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры республики. В 50-60 гг. из-за политических перекосов началось переселение горцев на равнину. И хотя этот процесс оправдывался лучшими условиями жизни и работы на равнине, в результате оказались заброшенными множество селений, тысячи гектаров горных земель. Приостановилось развитие горных районов, были утеряны знаменитая многовековая террасная система земледелия и многие народные традиции и обычаи.

Дагестан всегда считался заповедником художественных промыслов. И когда экскурсовод показывала стенд, с выставленными образцами народного творчества, произведениями дагестанских умельцев, то часто, вздыхая, повторяла: "К сожалению, сейчас утеряны секреты этого мастерства".

Эстетическое воспитание учащихся не может ограничиваться одним лишь ознакомлением с произведениями искусства с помощью музейных средств. Мы должны вырабатывать у подрастающего поколения чувство, эстетические суждения. С этой целью надо проводить диспуты, доклады, лекции, фотомонтажи и выставки, провести анализ экспозиционного материала с участием школьников, помочь им в изучении и познании музейных предметов.

Приводимые нами выше примеры ни в коем случае не исчерпывают всех возможностей воспитания школьников музейными средствами в школе. Многолетний опыт лучших школ республики убедительно показывает, что эта область музейной деятельности в развитии художественной культуры школьников на современном этапе, дает учителю большие дидактические возможности. Учитель должен не только учить детей понимать красоту музейных предметов, но и внушать стремление сохранить их.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Основные и вспомогательные средства обучения
К основным средствам обучения сегодня можно отнести УМК (учебно-методические комплекты). Именно УМК, а не просто учебник. Если речь идет о формировании коммуникативной компетенции владения иностранным языком, а не просто об умении читать, что-то говорить и немного писать на иностранном языке, то од ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru